Многие проблемы в образовании вызваны войной. Но еще больше — наследием прошлого

Многие проблемы в образовании вызваны войной. Но еще больше — наследием прошлого
hromadske

После рождения троих детей я сменила свою дипломатическую карьеру и взялась за создание в Украине частных образовательных учреждений с привлечением успешного опыта США и Европы. Начала работать с украинскими учителями над развитием свободы мышления и пониманием того, что знания, которые дают детям, должны быть нужными и современными. До этого я жила и работала в США, изучала там лучшие образовательные подходы. Затем адаптировала их в Украине — создала детский сад и школу.

Сегодня перед украинским образованием стоят новые вызовы. Миллионы детей разбросаны по миру. Министерство образования и науки должно обеспечивать надежную и эффективную связь с ними. Ко многим семьям приходит понимание, что война может продлиться долго. Дети быстро адаптируются в школах за границей. Есть реальная угроза, что многие семьи не вернутся. Мы потеряем значительную часть будущего поколения.

Как обеспечить поддержку и надежную связь, чтобы минимизировать эти потери? Нужна легкая онлайн-система обучения «вживую» по сокращенной украинской программе, которая будет комбинирована с системами других стран. Для этого в Министерстве должны эффективно действовать двусторонние международные рабочие группы, которые будут договариваться с представителями министерств образования государств, где временно находятся украинцы. МОН должно играть ключевую роль в возвращении детей в Украину после войны и создать качественную школьную систему. Ведь многие дети приедут, имея опыт обучения в современных образовательных учреждениях.

В МОН должна прийти команда практикующих педагогов, открытых к международному сотрудничеству, свободно владеющих английским языком. Профессионалов, которые будут быстро реагировать на проблемы, будут генерировать решения легко, гибко с фокусом на нуждах детей, учителей и смелыми в кризисной коммуникации.

Украину поддерживают многие страны и международные организации. Задача МОН — воспользоваться этой поддержкой. И совместно с украинскими и международными педагогами, преподавателями, лидерами общественного мнения разработать реалистичную визионерскую политику восстановления и реформирования образования.

Уникальный шанс — именно сегодня! Многие проблемы, которые следует учесть при обновлении системы образования, вызваны войной: дети с разным уровнем знаний и учебным опытом, с апатией и посттравматическим стрессовым расстройством. Но еще больше проблем — от наследия тоталитарного прошлого.

Важно, чтобы реформы не остановились на восстановлении стен. Новому министру важно будет менять сознание. Восстановление школ должно символизировать обновление системы образования. Вместе с новыми помещениями нужно формировать «современное сознание», ориентирующееся на новейшие образовательные подходы. МОН должно объявлять открытые конкурсы на общественные инициативы и стать площадкой для соревнований самых успешных идей по восстановлению образования уже сейчас, чтобы подготовить систему к послевоенному становлению.

Правительство Финляндии после завершения Второй мировой войны поняло, что образованная молодежь — это инвестиция в развитие государства. Сегодня в этой стране лучшая образовательная система и один из самых высоких уровней жизни. К преподаванию в высших учебных заведениях следует привлечь практиков, успешных в своей области, как это делают в ведущих университетах мира.

Необходимо реформировать учебные заведения, готовящие педагогов. Я мечтаю, что наш пединститут станет тем вузом, куда с радостью будут поступать по наивысшему открытому конкурсу и призванию. А на семинарах будут делиться опытом педагоги из США, Дании, Финляндии. Тогда в школьное образование будут идти вдохновенные люди, которые будут учить детей нужному, интересному и актуальному.

Учителя, работающие ежедневно во время войны, должны не на словах получить от МОН сигнал, что их миссия важна. Это изменения в законодательстве, финансовая поддержка, ликвидация такого явления, как авторитаризм руководителей образования в государственных школах.

Что касается образовательных программ, то изменения нужно  начать с учебников. Создавать такие, чтобы их интересно было открыть, чтобы дети понимали, как эти знания можно применить в жизни. Начальное образование закладывает базы мировоззрения и интеллекта. Потому история Украины должна быть с первого класса, особенно в нашей ситуации.

У нас много классных людей, которые могут за это взяться. Главное — создать им условия.

И что важно — обучать нужно не только детей, но в первую очередь учителей. Самому элементарному: уважению к ребенку. Учитель — не абсолютный ум, как принято считать. Он должен помогать ребенку открыть мир знаний, научить самостоятельно мыслить и искать различные варианты ответов. И не унижать ни при каких обстоятельствах.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.