Этническая одежда никогда не выйдет из моды? Что делать производителям нарядов с украинскими мотивами, если на них упадет спрос? И как, восстанавливая раритетные рубашки, построить успешный бизнес? Об этом — в проекте «Бизнес-план».

О своих историях успеха Громадскому рассказали коллекционер Роксолана Шимчук, соучредители компании «Фолк мода» Максим Туганов и Петр Скирчук, и дизайнер Оксана Полонец.

Роксолана Шимчук, коллекционер

Уже более четверти века Роксолана собирает и возвращает к жизни аутентичную одежду из всех регионов Украины. Частная коллекция мастера находится в Этно-галереи во Львове и насчитывает несколько тысяч экспонатов.

Первую рубашку Роксолана купила в 1989 году. Она очень скромная на фоне нынешней коллекции. Но именно эта вышиванка дороже всех для коллекционера.  

«Мы первыми в Львове начали петь песни УПА, Сечевых Стрельцов. И у нас была мечта — нарядиться в гуцульскую национальную  одежду, чтобы донести до людей красоту той одежды. Так пошло, пошло, пошло. И в какой-то момент я просто не смогла остановиться», — вспоминает Роксолана.

Сегодня на счету Роксоланы больше сотни вышиванок, которым она подарила второе дыхание.

«Мы по старым образцам воспроизводим рубашки. Это большая просветительская работа. Есть мастера, которые сотрудничают со мной по реставрации. Но каждый шаг я должна контролировать, если меня что-то не устраивает, заставляю переделывать. Ведь эстетика украинской одежды очень высока и очень важны детали», — коллекционер. 

Роксолана Шимчук. Screenshot с видео Громадского

Чтобы воспроизвести рубашку, которую делала обычная деревенская женщина, не закончившая курсы кройки и шитья, сейчас работает четыре-шесть человек. Есть рубашки, которые можно сделать за несколько недель, а есть такие, на которые уходит больше года. В галерее Роксоланы Шимчук цены могут быть варьироваться от $70 до $1500.

«Когда фактически из небытия возвращается рубашка, то у меня есть какое-то такое ощущение причастности к чему-то большому. Это действительно так! Те люди, которые сидели над теми рубашками, сделали невероятную работу. Если взять любую, посмотреть, сколько любви и работы вложено. Когда прошли десятилетия или века, и ими стали пол мыть, я себе представляю, как люди с неба смотрят на эту рубашку. А позже, когда я ее воспроизвожу, мне кажется, что они улыбаются», — делится впечатлениями Роксолана.

Screenshot с видео Громадского

Маским Туганов и Петр Скирчук, соучредители «Фолк Мода»

Торговая марка «Фолк Мода» была зарегистрирована в 2012 году. И если сначала компаньоны создавали отдельные модели, сейчас каждый сезон выпускают новую коллекцию.

«Мы начинали с того, что основали интернет-магазин и покупали одежду у других производителей. Просто продавали продукцию с вышивкой. И когда за первый год мы сделали хорошие объемы и увидели, что спрос на этноодежда есть, поняли, что уже есть смысл делать собственное производство»,— рассказываем Максим Туганов. 

Начинали предприниматели с одной вышивальной машины, которая была рассчитана всего на четырех мастеров. Через год в мастерской появилась еще одна машинка, которая позволяла работать большему количеству людей. 

«Чтобы приобрести оборудование, мы взяли первый кредит — полмиллиона гривен. По тогдашнему курсу для нас это были очень большие деньги. Но мы его успешно закрыли», — вспоминает Петр Скирчук.

Этим львовским предпринимателям удалось превратить традиционный украинский наряд в современный элемент гардероба.

Производственный цех торговой марки «Фолк Мода». Screenshot с видео Громадского

Кроме классических вышиванок «Фолк Мода» создает такой «Casual» — повседневная одежда с вышивкой. Это могут быть как свитшоты, так и футболки с вышивкой — осовремененные вышиванки на каждый день. Особым спросом пользуются семейные коллекции.

«В основе каждого орнамента лежат этномотивы. Мы в этот орнамент берем и добавляем что-то свое. Вышивки, которые вы увидите у нас, больше нигде не найдете. Но через некоторое время кто-то начнет копировать, но мы выпускаем следующую коллекцию. Поэтому у нас постоянно новые вышивки, которые не повторяются», — рассказывает Петр Скирчук.

Приобрести продукцию можно на сайте компании или в магазинах, работающих по франшизе. Сейчас магазины работают в Виннице, в Одессе и Львове. Цена в магазинах, работающих по франшизе, и на сайте интернет-магазина аналогичная. В первую очередь продукцию продвигали через интернет.

«Чтобы была узнаваемость бренда, мы должны были делать какую-то рекламу, продвигать само название, чтобы потребитель знал, что это очень качественная одежда, классная, что ее надо покупать», — вспоминает Петр. 

Бренд начал акцентировать внимание на сотрудничестве с различными звездами. Сегодня вещи носят «Фолк Мода» Александр Педан, Александр Усик, Артем Федецкий, Майкл Щур, Дзидзьо, Василий Вирастюк.

Screenshot с видео Громадского

Оксана Полонец, дизайнер

Основательница одноименной дизайн-студии Оксана Полонец создает коллекции для праздничных событий.

Оксана черпает вдохновение из аутентичных вышиванок. Разработка дизайна вышивки может длиться от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от объема, от сложности, от количества цветов и самого наполнения. Затем происходит раскрой на макетной ткани.

По ним закройщик делает точные лекала и передает снова в вышивальный отдел. Там вышивку адаптируют под современный крой.

«Если мы едем на показы новых коллекций за границу, наши платья покупают не только украинцы. И это довольно интересно, что можем так развивать свою культуру», — поделилась Оксана. 

Первые наряды с вышивкой в украинском стиле Оксана создала в 2007-м для участницы конкурса красоты «Мисс мира». Именно они и вдохновили дизайнера на запуск линии национальной одежды.

Оксана Полонец. Screenshot с видео Громадского
Сначала Оксана разрабатывала свадебные, выпускные и праздничные платья. На тот момент отличительной особенностью модельера была ручная роспись. Но вскоре дизайнер задумалась о вышивке и приобрела первое оборудование. 

Цена на такие изделия — от $40, а если на свадебном платье большое количество вышивки и деликатной отделки, цена может достигать и $1000.

«К сожалению, не каждая украинка может позволить себе дизайнерскую одежду, это довольно дорого. Моя цель — наладить производство так, чтобы большее количество украинских женщин могло приобрести хотя бы одну вещь, потому что некоторые платья — это платья мечты», — поделилась Оксана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семейная ферма: как зарабатывать на молоке. Спецпроект «Бизнес-план»

«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» о малом и среднем бизнесе в Украине.

 

Поделиться: