Мораторий на язык: почему депутаты местных советов не советуют слушать песни на русском

Василий Пехньо

Львовский облсовет не рекомендует петь на улицах на русском языке. Более того — русский шансон может исчезнуть из львовских маршруток. И хотя депутатское решение носит рекомендательный характер, его громко обсуждают далеко за пределами Львовской области.

Громадское выясняло, имеют ли право местные и областные советы принимать такие решения, к чему это приведет, и как в целом регулируется языковой вопрос в Украине.

Какое решение приняли во Львове

Идея ввести мораторий на культуру на русском принадлежит фракции националистической партии ВО «Свобода» во Львовском облсовете. Поводом якобы стал конфликт между участниками боевых действий на Донбассе и музыкантами, игравшими русскую музыку — объясняет Громадскому «свободовец» Руслан Кошулинский:

«Воин, который воевал с Василием Слипаком (оперный певец, солист Парижской национальной оперы — ред.) и был в том бою, где Василий погиб, подошел и сказал музыканту: «Если не умеете играть сами украинские песни, то дайте я сам сыграю». Возникла потасовка и как следствие — уголовное производство».

В своем решении Львовский облсовет рекомендует другим местным советам принять аналогичные моратории и поручить облгосадминистрации «принять меры с целью проведения систематической разъяснительной работы для физических и юридических лиц о моратории на публичное использование русскоязычного культурного продукта на территории Львовской области». Главным координатором такой работы стал управляющий делами Львовского облсовета Валентин Харлов.

«Это не прямой запрет, а рекомендация. Мы понимаем, что полные запреты ни к чему не приводят. Именно поэтому рекомендуем до окончания военного конфликта воздерживаться от публичного использования дешевого российского культпродукта», — прокомментировал он Громадскому.

«Русским культурным продуктом» Валентин Харлов называет прежде всего песни исполнителей, находящихся в списке Минкульта как «создающих угрозу нацбезопасности»:

«Мораторий не распространяется, скажем, на песни группы «Машина времени», лидером которого является Андрей Макаревич, неоднократно осуждавший действия России на Донбассе и Крыму. Так же это не касается произведений русской литературы 17-18 века или детской литературы».

По словам чиновников Львовского облсовета, наказывать за нарушение моратория не будут, дескать, это за пределами компетенции местного совета. Главная цель — пропаганда украинской песни путем социальной рекламы.

Имели ли львовские депутаты право принимать мораторий?

Народный депутат 6-го созыва Юрий Ганущак считает, что нет, ссылаясь на статью 19 Конституции Украины. В ней говорится, что «местные власти должны действовать в порядке, предусмотренном законом».

Юридически решение Львовского облсовета «никчемное», говорит он, к тому же, оно может создать опасный прецедент для будущего. И уместнее было бы принять обращение облсовета в Верховную Раду с просьбой пересмотреть этот вопрос.

Народный депутат 6-го созыва Юрий Ганущак считает, что решение Львовского облсовета «никчемное», и может создать опасный прецедент для будущего. Юрий Ганущак, Киев, 25 сентября 2018 года. Фото: Громадское

Несмотря на то, что по закону языковая ситуация не должна регулироваться на местах, решения касательно украинского языка в сфере услуг принимали, в частности, Киевский и Львовский горсоветы, а также Житомирский облсовет. Об этом рассказал Громадскому сокоординатор движения «Пространство свободы» Тарас Шамайда. Ведь, по его словам, на это существует запрос местных общин, соответственно должна реагировать и городская власть. К примеру, во Львове еще зимой 2018-го определили украинский как язык рекламы, вывесок, афиш, инструкций и маркировок.

«Если речь идет о коммунальных учреждениях, такое решение может существовать, — говорит Юрий Ганущак. — Как и в случае если, скажем, украинский (язык) предусмотрен как обязательный в договорах горсовета по благоустройству, генеральном плане или детальном плане территории. Но следует понимать, что это — «хождение по лезвию». В суде такие дела очень трудно доказывать, если будут обращения на органы местной власти».

Главная преграда, с которой сейчас сталкиваются инициаторы языковых вопросов — отсутствие закона, который регулировал бы статус украинского языка. Поэтому на той же же скандальной сессии Львовского облсовета 18 сентября депутаты обратились к Верховной Раде Украины с призывом наконец принять соответствующий акт. Об этом львовские депутаты вспоминали и на сессии горсовета в феврале 2018 года.

Общественные активисты держат плакат во время пикетирования заседания Согласительного совета Верховной Рады. В этот день они требовали немедленного рассмотрения законопроектов о статусе и использовании украинского языка как государственного, Киев, 3 сентября 2018. Фото: Александр Синица / УНИАН

Как сейчас регулируется языковой вопрос в Украине

В статьях 10 и 92 Конституции говорится, что «порядок применения языков определяется исключительно законами Украины». Последним таким актом был так называемый «закон Кивалова-Колесниченко» или же Закон «Об основах государственной политики». И в феврале 2018 Конституционный суд признал его неконституционным. С тех пор Украина живет без соответствующего языкового закона.

«Раньше действовал закон УССР „О языке в Украине“, в советское время бывший прогрессивным, но теперь чрезвычайно устаревший. „Закон Кивалова-Колесниченко“ — инструмент Москвы, навязывавший русификацию. Сейчас же имеет место полное отсутствие регуляции», — уверяет Тарас Шамайда.

Несмотря на отсутствие закона, контроль языкового вопроса все же существует. Правда, лишь в отдельных сферах. Например, доля песен на государственном языке на украинских радиостанциях должна составлять не менее 30% (с 8 ноября этого года — 35%).

Закон «Об образовании» определяет государственный украинский язык языком образовательного процесса. Именно это положение и вызвало споры с соседями — Польшей, Румынией и Венгрией. Ведь раньше нацменьшинства могли получать среднее образование на родном языке. Теперь, начиная с 5 класса, все предметы будут преподаваться только на украинском. Вместе с тем изучение родного языка не будет ограничиваться.

«Также есть упоминания о государственном языке в законодательстве о госслужащих, кинематографе. А вот в сфере услуг, магазинов, транспорта, медицины и многих других отраслях люди абсолютно беззащитны», — считает Тарас Шамайда.

Каковы альтернативы?

В Верховной Раде сейчас есть несколько законопроектов, регулирующих языковую политику. И общественные активисты, и местные депутаты сходятся во мнении, что оптимальным является проект 5670д. Его инициировали 76 народных депутатов, и анонсируют, что именно этот проект будут голосовать на протяжении следующей пленарной недели. Громадское проанализировало главные его положения и принципы.

Главным положением  в документе является определение украинского языка как единственного государственного, а разговоры о многоязычии определены как провоцирующие раскол государства. В законе будет указан перечень лиц, которые обязаны свободно владеть украинским. Вводится должность Уполномоченного Кабинета министров по защите государственного языка, которому можно будет отправлять жалобы на невыполнение положений закона. Кроме этого, вводится уголовная ответственность за публичное унижение или пренебрежение к государственному языку.

Отдельным важным аспектом в разрезе «львовского вопроса» является запрет регулирования языковой политики на местном уровне.

Также определяется перечень сфер, в которых украинский становится обязательным к использованию. Это, в частности, образование и наука, услуги, публичные мероприятия, транспорт и медицина. На телевидении и радиовещании доля иностранных продуктов должна составлять не более 20%. В культурной сфере украинский тоже станет обязательным, правда, на усмотрение автора произведения искусства можно будет выбрать другой язык, если этого требует художественное видение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Посол Канады назвал львовский мораторий на русскоязычный культурный продукт дискриминационным и глупым

Поделиться: