«Министр спорта РФ Виталий Мутко лично причастен к допинговому скандалу»
Хайо Зеппель, журналист АРД
«Секретное дело о допинге. Час Х для России» – так называется четвертая часть фильма немецкого телеканала ARD. Этот фильм, который создал журналист Хайо Зеппель, рассказывает о причастности российского министра спорта Виталия Мутко к допинговому скандалу, в том числе и к подтасовкам во время премьер-лиги. Что это значит? Сейчас разгорается крупный скандал о возможной дисквалификации российских легкоатлетов, а, возможно, и всей команды перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро. В фильмах, а также в издании New York Times, уже выяснили – бывший глава антидопингового агентства России рассказал, что даже ФСБ участвовала в подтасовке проб российских спортсменов, которые завоевали первое место на предыдущей Олимпиаде в Сочи. И вот, мы долго ждали этот фильм-разоблачение, который вышел в ночь на 9 июня. Уже есть реакция – российские чиновники говорили о том, что, возможно, это клевета.
Фактически фильм показывает индустрию, которая существует в России, где даже силовые структуры и органы власти причастны к тому, чтобы подкупать чиновников. Также в этом фильме выяснилось, что дисквалифицированные тренеры все-таки как-то вовлечены в тренировки российских спортсменов. А всемирная федерация легкоатлетов, возможно, будет опротестовывать и также требовать дисквалификации российской сборной. Этот вопрос касается команды из России, и он, конечно, будет политизированным, он уже является политизированным. Речь идет о больших деньгах, о смерти людей. У нас на связи Хайо Зеппель из Германии, автор этого фильма.
Хайо, мы только посмотрели чрезвычайно интересный документальный фильм. Объясните, в чем особая роль российского министра спорта Виталия Мутко в допинговом скандале, и чем это может обернуться для мирового спорта и для российской команды?
Всегда существовали подозрения, что российское министерство спорта замешано в масштабном покрытии систематического употребления допинга в российском спорте. Особенно в российской атлетике. Но никогда не было доказательств. Теперь мы вплотную приблизились к таким доказательствам и свидетельствам, потому что в нашем распоряжении есть электронная переписка между российским министерством спорта и антидопинговым агентством в Москве по образцам допинга с августа 2014 года, которые нашли у футбольного игрока из российской футбольной премьер-лиги.
Его тест на допинг оказался положительным, поэтому эти люди в переписке обсуждают, что надо сделать с этим образцом. В переписке также отмечают – мы должны спросить у некоего В.Л., что с этим делать, а после этого решим, какие будут дальнейшие действия. В.Л – это инициалы – имя и отчество Виталия Леонтьевича Мутко. Совершенно очевидно, что в переписке подразумевают министра спорта, поскольку это внутренняя переписка и мы знаем эти источники. Это означает, что, вероятно, министр спорта может повлиять на решение - обнародовать результаты допинг-контроля или нет.
Какое значение имеет это разоблачение для мирового спорта, особенно перед Олимпийскими играми в Рио?
В этой истории надо различать два аспекта. Первый – атлетика, второй – мировой спорт в целом. Если говорить об атлетике, то этот аспект не имеет ничего общего с решением, которое будут принимать на следующей неделе в Вене. Международная ассоциация легкой атлетики решит, могут ли российские спортсмены участвовать в Олимпиаде в Рио. Мы представили много доказательств некоторых странных случаев в России. Например, Мутко утверждал, что тренер Чогин, который пожизненно дисквалифицирован за многочисленные случаи допинга, больше вообще не работает в российском спорте, и последние несколько месяцев он этим не занимался и не тренировал. Но мы доказали обратное – то, что ничего не изменилось, и он до сих пор работает с топовыми атлетами. Эти факты могут повлиять на решение Международной ассоциации легкой атлетики в Вене. Потому что если россияне не следуют правилам, то им не должны разрешить ....
По крайней мере, с теоретической точки зрения, если учитывать все предпосылки для принятия решения, – то России не должны позволить участвовать в Олимпиаде в Рио. Поэтому я думаю, что шансы для того, чтобы существующую дисквалификацию сняли, становятся все меньше и меньше.
Мы смотрели ваш фильм, и увидели, что тренеры Чегин и Гордеев действительно и сейчас находятся вблизи от российских спортсменов. Как вы могли это снять?
Я не буду это комментировать.
Расскажите больше о бывшем исполнительном директоре Российского антидопингового агентства, который умер в феврале этого года. О чем свидетельствует эта история?
У нас совершенно нет доказательств, был ли этот человек убит. Указываю это очень четко. Но также могу добавить, что у нас возникли некоторые вопросы относительно того, что публично говорит господин Мутко - министр спорта – о Никите Камаеве – бывшем исполнительном директоре Российского антидопингового агентства, который умер в феврале. Мутко говорит «если Камаев хочет написать книгу, в ней не будет ничего контроверсионного». Однако правда совсем другая: вся е-мейл-переписка между ним и датским спортивным ученым – а это большая корреспонденция, написанная в конце прошлого и в начале этого года – указывает, что он планировал написать взрывную книгу о допинге в России. Поэтому заявления российского министра спорта вновь не соответствуют действительности. Правда в том, что этот человек планировал написать подрывную книгу, которая составила бы угрозу для спорта в России и во всем мире. И тут он внезапно умирает. Мы просто хотели показать, что может быть определенная связь между личной судьбой Камаева и тем, о чем должна быть книга.
Хайо, российские официальные лица называют этот скандал «информационной атакой на Россию». Есть те, кто утверждает, что многие другие страны также применяют допинг, это обычное дело в большом спорте. Почему так много внимания именно к России? У вас уже есть какая-то реакция на ваш последний документальный фильм?
Мы следим за реакцией Кремля, в частности пресс-секретаря Путина. Нас она не удивляет. Всегда одно и то же: отрицание, отрицание, отрицание. Одно и тоже, начиная с 2014-го, когда мы показали первый документальный фильм на немецком телевидении. Не было реакции. Мое мнение, что самая большая проблема для россиян - это признать, что существуют крайне серьезные допинговые проблемы и начать все с нуля, то исправить. Однако они хотят просто избежать публикаций, создать впечатление, что на самом деле они работают над решением использования допинга, но если продолжат так же, ситуация ухудшится.
- Поделиться: