Минимальная зарплата и сверхурочный труд: как украинки шьют одежду для мировых брендов
Свыше 220 тысяч украинцев работает на фабриках и в цехах попроизводствуодежды и обуви. Почти вся их продукция идет на Запад. Однако условия труда на таком производстве совсем далеки от европейских, утверждают исследователи из кампании Clean Clothes, которые в течение последнего года изучали состояние украинской легкой промышленности.
Игорь Бурдыга
Свыше 220 тысяч украинцев работает на фабриках и в цехах попроизводствуодежды и обуви. Почти вся их продукция идет на экспорт — производство в Украине все чаще размещают известные западные фешн-бренды. Однако условия труда на таком производстве совсем далеки от европейских, утверждают исследователи компании Clean Clothes, которые в течение последнего года изучали состояние украинской легкой промышленности.
Международная организация Clean Clothes Campaign, которая вот уже почти 30 лет занимается защитой прав работников, задействованных в мировой индустрии пошива одежды и обуви, опубликовала свой первый детальный отчет относительно Украины.
Доля заказов, размещенныхмировымифешн-брендамина украинских предприятиях, в последние годы растет, утверждают авторы отчета. Согласно даннымГосстата, общая стоимость экспортированной из Украины одежды и обуви за 2016 год выросла на 8%, допочти $617 млн. По мнению исследователей, на экспорт идет от 80 до 90%всей выработанной на фабриках продукции.
Дело в том, что большинство предприятий легкой промышленности в Украине работают по так называемой давальческой схеме: получают от известного западного бренда или его подрядчика заказ, ткани, выкройки и фурнитуру, а самизанимаются только пошивом. Это распространенная практика мирового аутсорсингового производства.
Что же привлекает западные, в первую очередьевропейские, торговые марки одежды и обуви в Украине? СоавторисследованиясоциологОксана Дутчак объясняет: географическая близость посравнениюс традиционными азиатскими аутсорсинговыми производителями, действующая инфраструктура в виде фабрик, построенных еще в советские времена, неплохая квалификация рабочих, большинство которых начинали карьеру тоже еще в СССР. Но главным аргументом остается зарплата, которая после девальвациигривныв 2014 — 2015 годах остается в пересчете на евро самой низкой в Европе.
Один цент за куртку
Даже согласно официальнымданнымГосстата, средняя заработная плата в сфере производства одежды и обувибыла самой низкой извсех отраслейпромышленности — в декабре 2016 года она составляла 4613 гривен доуплатыналогов, или около 135 евро «чистыми».
Но для опрошенных в рамках исследования рабочих даже это недосягаемая сумма. Средняя зарплата среди нескольких десятков сотрудниковвосьми фабрик в разных регионах страны составляет 96 евро «чистыми» за месяц.
Средняя зарплата работников восьми фабрик в разных регионах страны составляет 96 евро «чистыми» за месяц (на фото— швейная фабрика ОАО «Володарка» в Виннице, март 2017 г.). Фото: Владислав Мусиенко/УНИАН
Около трети опрошенных не получали даже минимальной заработной платы в 3200 гривен за 8-часовой рабочий день. Нередко причина в завышенных нормах пошива готовой продукции.
«Мы в настоящий момент шьем курточки по 199 евро. Знаешь, сколько мне платят из одной? 38 копеек. У меня норматив — вывернуть 350 в день курточек, а я успеваю где-то 200. Как они ту норму считают, я не знаю. [...] Откуда этот норматив? Ну и выходит, что я его не выполняю», — приводятся в отчете слова Людмилы, сотрудницышвейной фабрики в Черниговской области.
Сезонность фешн-индустриии современная «быстрая мода»почти всюду приводятк перегрузкам на производствах летом, объясняет Оксана Дутчак. «С другой стороны, зимой работниц нередко отправляют в принудительные отпуска или насчитывают неполные рабочие смены», — добавляет она.
Огороды, субсидии и одеждаиз секонд-хенда
Подавляющее большинство работников фабрик попроизводствуодежды и обуви в Украине — женщины. Средний возраст опрошенных в рамках исследования — 45 лет. Это достаточно нетипично, если сравниватьс аутсорсинговым производством в азиатских странах, где его нередко критикуют за использование даже детского труда.
Экономический кризис и существующая дискриминация по возрасту обычно не дают сотрудницамнаходить достойную альтернативу работе на швейных фабриках. Работа уборщицами, продавщицамиили даже в частных швейных ателье, как правило, не приносит большую социальную защищенность.
Среди украинских швей немало пенсионерок. Дополнительная помощь от государства позволяет хоть как-то миритьсяс мизерной зарплатой, отмечается в исследовании Clean Clothes Campaign. Сюдаотносятся и субсидии поуплатекоммунальных услуг, которые зимой достигают размера минимальной зарплаты.
Оксана Дутчак, соавтор исследования Clean Clothes Campaign. Фото: Facebook Оксаны Дутчак
И все же Оксана Дутчак характеризует жизнь работниц швейных фабрик как крайне нищую. «Многие возвращаются к натуральному хозяйству — выращивают часть продуктов на огородах или ожидают помощи родственников из села. Кое-кто вообще отказывается от мяса. Экономят даже на общественном транспорте», — рассказывает исследователь.
Конечно, никто из швей не может позволить себе новую одежду, которую они сами шьют, даже массовых европейских брендов. Одеваются преимущественно всеконд-хендах или на дешевых рынках.
Авторы исследования собственноручно подсчитали уровень так называемой «достойной зарплаты», которая бы обеспечивала швеям здоровое питание, доступк медицинским услугам, образованию, и хотя бы какой-то культурныйотдых. Она должна была бы достигать свыше 13 тысяч гривен.
«Конечно, одновременное повышение до такого уровня просто не возможно — это выбило бы Украину из этой цепи производства», — объясняет Дутчак.
Отвечать должны бренды
В Clean Clothes Campaign возлагают основную ответственность за нищенскийуровень жизни украинских работниц на западную фешн-индустрию. Именно бренды стоят на вершине этой производственной цепочки и прежде всего в их силах изменить ситуацию к лучшему, отмечается в докладе.
«Стоимость работы попошивув среднем составляет 0,5% - 3% отценыготовой одежды. Следовательно, каким бы высококонкурентным не был этот рынок, остается поле для маневра», — уверенаОксана Дутчак.
За почти три десятилетия своей работы Clean Clothes Campaign выработаласобственную тактику диалога с представителями фешн-индустрии. Перед публикацией отчета его посылают тем брендам, производство которых было предметом исследования. Единственное условие — они будут исправлять ситуацию, а не просто свертывать проблемное производство, оставляя фабрики без работы.
«Достаточно часто это срабатывает. Если нет, то Clean Clothes начинает публичные кампании, донося информацию об условиях труда допотребителей. На Западе уже естьопределенные традиции ответственного потребления, и покупатели нередко отказываются от той или инойодежды, если узнают, что еешьют в неприемлемых условиях. Бренды это понимают и очень дорожатсвоей репутацией», — рассказывает Оксана Дутчак.
Акция Clean Clothes в Швейцарии. Фото: Facebook
Однако, по ее мнению, определенная доля ответственности за состояние дел в легкой промышленности лежит и на украинском правительственные. Следом за профсоюзами, она также критикует введенный в 2014 году мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, в частности, Государственной инспекцией труда.
До 2014 года подобные проверки часто обнаруживали на швейных фабриках многочисленные нарушения: относительно оплаты труда, нелегального оформления работников, или даже неприемлемых санитарных условий, налагая на украинских владельцев и менеджмент существенные штрафы.
«Правительство также должно повысить минимальную заработную плату. Невзирая на ее номинальное удвоение в 2017-м, реальная покупательскаяспособность все равно остается нижедокризисногоуровня. Постоянно называя низкие зарплатыинвестиционным преимуществом Украины, правительство фактически рекламирует нашу бедность по всему миру», — отмечает исследователь.
- Поделиться: