«Миротворческая миссия может развернуться в течение полугода» — эксперт-международник

Миротворческая миссия на Донбассе, на самом деле, уже не кажется нереальной.

Наталья Гуменюк

Миротворческая миссия на Донбассе, на самом деле, уже не кажется нереальной. Сейчас о ней говорят серьезно — президент Украины призывает ввести миротворцев с трибуны Генассамблеи ООН, и международные партнеры действительно идею поддерживают. Это результат двухлетней дискуссии.

И хотя пока о развертывании миссии говорить рано, теоретически, исходя изпредыдущего опыта, можно ее представить: где именно будут размещаться и какими будут миротворцы, их полномочия и подробную процедуру.

Об этом Громадскоепоговорилос Анной Шелест, экспертом по международным отношениям, которая, помимо многих вопросов безопасности, занималась миротворческими миссиями в Косово, Непале и на Ближнем Востоке.

Процедура

Сегодня работают 15 миротворческих миссий по всему миру. Всего их было 71. И это только миссии ООН. В начале 90-х появилось понимание, что ООН не может покрывать все конфликтные зоны. Так возникли миротворческие миссии НАТО, ЕС, ОБСЕ.

С 1948 года, пожалуй, самый большой вопрос — когда нужно начинать миротворческую миссию, и когда именно она будет эффективной. Во время каждого нового конфликта этот вопрос поднимается снова и снова.

Есть определенные условия. Конечно, стороны конфликта должны соглашаться на миротворческую операцию. Украина просила об этом еще двагода назад. Наконец и другая сторона начала одобрять идею. Сейчас теоретически, без мандата, но по крайней мере речь идет о миротворческой операции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Обсуждение миротворцев наДонбассе во время Совбеза ООН — это шаг вперед», — спецпредставитель США

Другой вопрос — сколько времени нужно потратить на развертывание миссии. Кто-то утверждает, что миротворцы должны появиться как можно скорее, чтобы иметь возможность определенным образом предотвратить конфликт. ВУкраине эту стадию давно прошли.

Другие утверждают, что миротворцы будут эффективны, когда стороны уже полностью договорились о прекращении огня, когда нет прямой военной угрозы, тогда миссия может закрепить мир. Даже на английском такая операция называется peacekeeping, то есть поддержание мира, когда стороны сами уже поняли, что мирнужен. Поэтому подключаются миротворцы, которые занимаются разведением сил, демилитаризацией и тому подобное.

Процедурно миротворческие операции, хотя их и нет в уставе ООН, относятся к компетенции именно совбеза ООН, в котором Украина до конца этого года является постоянным членом. Последние 10 лет ООН пытается разворачивать миссиюпримерно в течениеполтора месяца, но это такая идеалистическая цель, которой пока не смогли достичь. На сегодня реалистичный срок — это шестьмесяцев с момента принятия решения. То есть с момента появления четкогомандата.

Редактор издания UA Ukraine Analytica Анна Шелест Фото: Александр Попенко / Громадское

Полномочия

Миротворческая миссия ООН — это военная операция, это вооруженные люди, которые имеют право использовать оружие только для самозащиты. Имея тольколегкое вооружение,они не могут пойти в атаку, даже если будут понимать, что существует угроза. В то же время в ОБСЕ нет даже такого оружия.

Впрочем, миротворцы имеют достаточно вооружения для патрулирования, защиты колонн с беженцами или гуманитарными грузами.

Кроме того, они могут использовать не только гражданский, но и военный транспорт.

Миротворцы могут очень много. С 1948года каждая операция — это нечто новое, в соответствии с теми потребностями, которые есть на местах. И каждый раз это большой дискурс в Совбезе ООН о том, что именно включать в конкретныймандат.

Проанализировав все миротворческие операции, я поняла, что есть приблизительно тридцать стандартных функций. Каждый раз набор адаптируется к ситуации, иногда меняются также формулировки, поскольку от них зависит будущее функционирования миссии.

Из стандартного набора у нас будет: патрулирование различных зон, охранагосударственных объектов или критической инфраструктуры, патрулирование границы, мониторинг и верификацияотвода вооружений и прекращения огня, сопровождение гуманитарных грузов и беженцев, помощь на блокпостах, разминирования, вертолетныеперевозки персонала и людей, восстановление критической инфраструктуры, например, мостов или электростанций или восстановления государственных институтов.

Также помощь в проведении выборов — это может быть как чисто политическая деятельность — контроль реестра избирателей — так и физическое обеспечение охраны участков, персонала.

Согласие сторон

Мы прекрасно понимаем, что миротворцы оказываютсяна определеннойтерритории, прежде всего по приглашению от государства, в данном случае — Украины. Но всегда есть две стороны конфликта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Но есть одно но»: что означает заявление Путина о миротворцах на Донбассе

Конечно, миротворцы не смогут выполнять функции, если другая сторона конфликта не согласится на то, чтобы они там были. То есть они могут вооружиться до зубов, но если другая сторона не соглашается, они ничего не смогут поделать.

Есть определенная юридическая ловушка, она появилась не сейчас, а при подписании Минских соглашений. Кто подписал, а кто несет ответственность? Это вопрос, который и эксперты, и журналисты задают постоянно. Трехсторонняя контактная группа — это одни люди, а участники соглашения— другие.

Нету процедуры подписи документа о том, что «мы согласны это делать». Теоретически, может случиться так, как с подписанием соглашения о прекращении огня. Но формально никто не обязан подписывать согласование.

Если РФ не воздержится, а будет голосовать за размещение миротворцев, мы можем считать, что она уже согласилась. Затем, если это согласуется на уровне контактной группы, как подуровень, этого уже достаточно.

Размещение миротворцев

Даже если мы говорим о нескольких шагах, ни в коем случае нельзя начинать только с линии соприкосновения. Поскольку все временное является очень постоянным. Принимая во внимание конфликт последних 3 лет, разместить миротворцев только на линии соприкосновения — это худший вариант, который можно себе представить.

Первым шагом может быть линия столкновения и вся территория оккупированного Донбасса. А границу уже сделать вторым шагом. Но нужно очень четко прописать, когда этот шаг нужно сделать. И не эфемерно, например, после 10 дней без обстрелов, а именно конкретно. Через три месяца, или через четыре.

Почему нельзя размещать на линииразграничения? Сначала давайте определим, а где именно миссия будет находится? Потому что есть определенные разногласия относительно того, как выглядит линия разграничения: согласно Минска, или в соответствии с реальной ситуацией? Это можно очень долго обсуждать, что будет затягивать процесс.

Если бы они, не дай бог, контролировали Донецкую область полностью, было бы понятно — вот административнаяграницаобласти. Но это не так, и у нас нет каких-то особо закрепленных территорий.

Ну и третье — как это разграничение будет восприниматься жителями Донбасса и другими жителями Украины. То есть эта условная линия и будет линией разлома. Она и так есть в обществе, а так будет еще и подтверждение.

Временные рамки

Самая длинная миссия, которая продолжается до сих пор, — это миссия на Кипре. Миротворцы находятся на острове с 1964 года.

Трудно сказать, какая из миссий самая короткая, ведь миссии трансформировались. Не было такого, чтобы миротворцы пришли, конфликт завершился — и они ушли. По меньшей мере это 2 - 3 года, а дальше — трансформация. Например, миссия начиналась, чтобы развести стороны, а дальше переформировалась на строительство, а затем оставляла контингент для создания институтов.

Было и иначе. Заходила миссия, затем уменьшали контингент, а боевые действия начинались с новой силой.

Присутствие россиян вмиссии

Это возможно, но на этом не надо зацикливаться. Потому что в средней миссии есть представители около 40 стран. Ни одна из стран не может иметь большинство. Поэтому не будут только россияне, или большинство россиян, которые бы диктовали условия.

На сегодня из 110 000 миротворцев, 95 — граждане РФ. Они — в штаб-квартире, в логистических центрах. Но это 95 россиян на 110 000. В ООН существует система stand by. Совбез принимает решение, отправляет его в секретариат, который считает мандат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ 5 вопросов к министру иностранных дел: О миротворцев на Донбассе, язык нацменьшинств и Павла Гриба

То есть определяет: нам нужно 35 специалистов по этому вопросу, 1000 с этой стороны и так далее. И посылает запросы странам, кого они могут предоставить. Это всегда затягивает процедуру. Поэтому сейчас внедряют технологию stand by: страны-члены сразу сообщают, каких специалистов или технику могут предоставить и ждут своего времени.

Так, например, не все страны имеют хороших саперов. Но в ООН есть реестр: профессиональные саперы есть в таких-то странах. Как только они нужны, направляются запросы и они входят в миссии.