Я в политики пойду: зачем Рамзан Кадыров встал на защиту мусульман Мьянмы

В городах России прошла волна митингов в поддержку мусульман Мьянмы.

«Если Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, я против позиции России», —заявил глава Чечни Рамзан Кадыров выступая на дняхна митинге в Грозном.

Это был самый крупный митинг из всех, которые прошли внескольких городах Россиив поддержку мусульман Мьянмы. Раньше Рамзан Кадыров жизнью и судьбой единоверцев публично не интересовался, и тут неожиданно не просто выступил с заявлением, но и организовал в их поддержку массовые протесты.

Громадское пыталось понять, зачем Рамзану Кадырову мусульмане Мьянмы и какие цели на самом деле преследует глава Чечни.

Что происходит в Мьянме?

Буддисты составляютпочти 90% населения этой страны. Мусульман — около 2%(примерно 1 млнчеловек).

Конфликт между мусульманами (рохинджа) и буддистами начался сразу после окончанияВторой мировой войны.

Дело в том, что в то время, когда эта страна была британской колонией, на территорию Бирмы (название Мьянмы до 1989 года), переселилось немало рохинджа из Бангладеш. После объявления независимости власти страны решили, что эти мусульмане должны уехать туда, откуда они приехали. По этой же причине правительство не предоставило рохинджани гражданства, ни политическихправ. Бангладеш, к слову, их принимать также не хочет.

В 1948 годув стране появилась «Армияспасения Аркан рохинджа». Аркан —современное название штата Ракхайн, где проживают рохинджа. Из-за постоянных провокаций этой организации, которая нередкоустраивалаграбежи и поджоги буддистских деревень, правительство воспринимает«Армию» как террористическую группировку. В ответ на погромы«Армии» в стране начались погромы мусульманских поселений.

Поводом для последних событий в Мьянме стала атака боевиков «Армии» на полицейские участки, в результате чего погибли59 сотрудников сил безопасности и 12 боевиков.

После этого последовал ряд поджогов в селах, где живут рохинджа.Правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала спутниковый снимок, на котором видно более 700 сожженных домов в одном из сел рохинджа.

Новые спутниковые снимки, полученные Human Rights Watch, демонстрируют полное разрушение деревни Чейн Кар Ли Спутниковый снимок2017 DigitalGlobe

По данным Amnesty International, за неделю обострения из-за конфликта беженцами стали от 50 до 90 тыс. человек, среди которых есть и мусульмане, и буддисты. Точное число погибших неизвестно. По официальным данным, в ходе конфликта погиб 401 человек.

При чём тут Россия и что говорит Кремль?

Этот вопрос, благодаря выступлению Рамзана Кадырова и митингам российских мусульман, на несколько днейнеожиданно стал одним из главных во внутренней политике РФ.

В конце августа 2017-го после нападений «Армии спасения рохинджа»на полицейские участки российский МИД РФ выпустилзаявление, в котором поддержал правительство Мьянмы.

Кадыров в своём Instagramсказал, что готов пойти против позиции Москвы в том случае, если Россия будет поддерживать Мьянму.

Президент РоссииВладимир Путин, находясь с официальным визитом в соседнем с Мьянмой Китае, отреагировал на эти слова день спустя так: «Что касается мнений граждан России по поводу внешней политики российского государства, то каждый человек имеет право иметь собственное мнение... Я вас уверяю, никакой фронды со стороны руководства Чечни нет».

Таким образом,Путин «прикрыл» Кадырова,считает эксперт по Кавказу, социолог ДенисСоколов. В интервью Громадскому он допустил, что действия главы Чечни были согласованы с Кремлем заранее.По мнению эксперта, выступления Кадырова могут быть связаны и с егоконфликтом с российским МИДом.

К слову, после расстрела редакции журнала «Шарли Эбдо» зимой 2015-го позиции Кадырова и внешнеполитического ведомства разошлись: в то время, как министр иностранных дел России Сергей Лавров поехал в Париж на митинг «Мы все Шарли», Кадыров созвал в Грозном свою демонстрацию «Мы не Шарли».

Почему столько людей пришло на митинги?

Накануне митинга в ГрозномКадыров разместил в своем Instagram видеообращение к мусульманам России.

Пришедшие на акциювпоследствии рассказывали журналистам, что в Интернете посмотрели ролики об убийствах мусульман в Мьянме.

По данным МВД Чечни,в Грозном на демонстрацию вышло1,1 млн граждан. По данным Новой газеты, центральная площадь города не вмещает более 150 тысяч.

В Москве на несанкционированную акцию к посольству Мьянмы вышло около тысячичеловек.

В Москве на несанкционированную акцию к посольству Мьянмы вышло около тысячичеловек. Фото Радио Свобода

По информации издания «Кавказский узел», людей пришедших на митинг в Грозном подвозили на автобусах, а тех, которые хотели уйти, полиция не выпускала из оцепления.

Тем не менее, акции стали самыми массовыми выступлениями мусульман против притеснений единоверцев в Мьянме.

«Для многих стало неожиданностью, что оказывается мусульмане стали такой политической силой, но это вообще не новость. Отдельная политическая повестка для российских мусульман существует на протяжении последних 15 лет. Похоже, что разлом мусульмане-немусульмане будет самым важным в ближайшей российской истории», — считает Соколов.

Как прошли митинги и какой была реакция властей?

На акциях звучали лозунги «Буддисты - террористы», «Остановим геноцид», «Аллах акбар». Здесь можно было услышать призывы «начать с Калмыкии» (республика в составе РФ с преимущественно буддистским населением) и совершить джихад. 17 митингующих были задержаны из-за слишком бурного проявления протестных настроений.

Жители Чечни вышли на митинг в поддержку мусульман Мьянмы. Фото Николая Петрова для "Кавказского узла"

На митинге в Грозном никого не задерживали. По словам Мадины, одной из участниц акции,«плакаты в поддержку мусульман Мьянмы выдавали у площади», об этом она рассказала Кавказскому узлу.

Кадыровасобравшимся на митинг представили как «защитника ислама и мусульман». «Человечество еще не видело такой массовой жестокости над стариками, женщинами, детьми», —заявил глава Чечни со сцены.

Сможет ли Кадыров стать лидером всех мусульман России?

Как отмечает Соколов, в последние годы Кадыров активно работает над тем, чтобы стать лидером не только Чечни, но и всех мусульман России. Нынешние события — лишь очередная акция, которая помогает главе Чечни выстраивать свой имидж: начиная с митинга «Мы не Шарли», заканчивая тем, что Кадыров, к примеру, в Москве нераз устраивалифтар (вечерний прием пищи) для мусульман в месяц Рамадан.

Для российских мусульман, с точки зрения Соколова, есть два политических проекта. С одной стороны это ИГИЛ, с другой — Кадыров. «Как это не парадоксально, многие мусульмане склонны не то, что поддерживать Кадырова, но в каких-то вопросах принимать его сторону. Если Кадыров возглавит исламский протест (в России), он может получить большее количество сторонников, чем ИГИЛ», — говорит Соколов.

Соколов приходит к выводу, что противостояниелибералы —силовики в российской власти сменяется на другое: силовики против Кадырова.

«Разлом существует, он взаимный. Сдвух сторон есть недоверие, страх и постепенно растёт готовность к насилию. Это не очень хорошая новость», — считает эксперт.