«Нам нужны возможности, а не сочувствие»

Бронзовый призер Паралимпийских игр

Накануне Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро Громадське сняло ряд историй про украинских атлетов. Один из них — Антон Коль — стал бронзовым призером по плаванию. Вернувшись домой, спортсмен рассказал нам о пережитых во время соревнований эмоциях, настроение, планах и мечтах.

Никаких неудобств в Рио мы не почувствовали

Антон, поздравляем тебя! Две бронзовые медали на Паралимпийских играх - расскажи, какие эмоции испытывал, получая их?

В Рио было очень круто! У меня масса впечатлений, эмоции невероятные! Очень переживал, настраиваясь на соревнования, нервничал, но все запланированное удалось реализовать.

Отдельная история — награждение. Невозможно передать эмоции, которые испытываешь, стоя на пьедестале. Это какие-то новые ощущения, не похожие на те, что на чемпионатах мира или Европы переживаешь. У меня внутри все сжалось... даже не знаю, как объяснить.

Атмосфера там была замечательная: болельщики нас громко поддерживали, между спортсменами были дружеские отношения. Каких-либо проблем я вообще не замечал.

Остался какой-то неприятный привкус после Игр, ведь от серебряных наград тебя отделили какие-то сотые секунды...

Так, немного есть, грустно. Особенно это касается 50-метровки, моей любимой дисциплины. Но я сделал все, что от меня зависело. Возможно, можно было где-то добавить, но все равно это мой лучший результат.

Как праздновали?

Ну как можно праздновать на паралимпийский базе? Никак (смеется). Ждали, когда все остальные спортсмены закончат выступления. Первым меня, конечно, поздравил тренер (Геннадий Вдовиченко, ред.), после него журналисты, ну а потом поэтапно: друзья, знакомые, коллеги. Я принял поздравления и сразу лег спать. Чувствовал бешеную эмоциональную усталость, поэтому был рад, что наконец есть возможность обо всем забыть и просто выспаться!

Олимпийцы, вернувшись из Рио, сетовали на определенные бытовые неудобства: у кого-то не было горячей воды в номере, кому-то приходилось в перерывах между соревнованиями стирать одежду вручную. Как было у вас?

У нас была горячая вода в номере, вещи стирали в соседнем доме. Если появлялись какие-то вопросы, то организаторы все быстро решали. В плане передвижения, а для нас это очень важно, тоже все было хорошо устроено — между нашими домами с утра до ночи ходили автобусы, можно было кататься хоть целый день.

В перерывах между соревнованиями удавалось выехать из олимпийского городка?

Да, я ездил к статуе Иисуса Христа на гору Корковаду и на пляж Копакабана. Нас сопровождали охранники и полицейские. Но вдоль пляжа мы уже сами ходили. Главное быть осторожным, не "ловить ворон», а смотреть вокруг себя. Но если потерять бдительность, то можно без кошелька или телефона домой вернуться. К счастью, у нас никаких прецедентов не было. Мы держались вместо, и ничего подозрительного я не заметил.

Вас очень бурно встречали в Борисполе, хотя вы и прилетели ночью. Это было неожиданностью?

Для нас это был очень приятный сюрприз! Нам и проводы в Бразилию громкие устроили, и встречали так же... На моей памяти такого еще не было, всегда гораздо скромнее, меньше людей. Конечно, повод для такого праздника есть, но никто из спортсменов не рассчитывал на такой теплый прием.

Как ты думаешь, в чем феномен украинской паралимпийской сборной? 117 медалей невероятный результат!

Я думаю, в единении. Мы все дружны, друг друга поддерживали, а главное — у нас всех было огромное желание! Нам хочется двигаться вперед, к заветной мечте. Забыть о том, что сейчас и идти к лучшему.

Выплатили ли вам призовые?

Так, все четко, как и обещал министр, все было выполнено. В первую очередь планирую приобрести собственное жилье. Ну а потом можно развивать и вторую мечту (в предыдущем интервью Антон признался, что мечтает о создании семьи, ред.).

Когда планируешь вернуться к тренировкам?

Скоро. Потому-то не по себе без воды. Сейчас хочу немного отдохнуть, отойти от тех переживаний, просто ничего не делать... Планировал поехать к морю, и не думал, что у нас так холодно сейчас. Пока эти дни провел дома. Меня очень тепло встретили. Сначала я поел. Еще из Бразилии заказал борщ, там ничем подобным не кормили, а хотелось. Поел, примерно сутки продержался, а потом смена часовых поясов сказалась — и я впал в спячку. Перелет был очень сложный, по крайней мере для меня — не каждый день приходится летать по 24 часов.

Вы сутки летели?

Да. Но мы останавливались в Париже. Украинская диаспора устроила для нас приятный сюрприз — экскурсию по столице Франции. И Эйфелеву башню видели, и Собор Парижской Богоматери. Башня, кстати, на фотографиях более привлекательно выглядит.

Чуть больше месяца назад ты говорил, что спортивная мечта паралимпийское золото. Ничего не изменилось?

Нет, конечно! Я собираюсь достичь своей цели, упорно тренироваться. Но не хочу загадывать наперед. Я живу сегодняшним днем. И, пожалуй, еще сам того не осознал, но после Паралимпиады моя жизнь очень изменилась.

Я надеюсь, что государство начнет обращать внимание на людей, которые нуждаются не в сочувствии, а возможностях, надежде на будущее. Чтобы такие люди понимали, знали, для чего живут, а не просто существовали

Сейчас у тебя есть возможность быть услышанным ваши победы у всех на слуху. Скажи, чего бы ты хотел попросить у государства и общества для всех паралимпийцев и для себя в частности?

Хотелось бы, чтобы обращали больше внимания на людей с особыми возможностями. Спортсменам нужна единая база подготовки, чтобы команда не была рассыпана по всей стране. Честно говоря, иногда вообще не понятно, кто как готовится. Если говорить о пловцах, то, например, не у всех есть возможность плавать в большом бассейне, везде отсутствует соответствующая инфраструктура — заехать в бассейн на коляске в большинстве случаев просто невозможно.

Я надеюсь, что государство начнет обращать внимание на людей, которые нуждаются не в сочувствии, а в возможностях, в надежде на будущее. Чтобы такие люди понимали, понимали, для чего живут, а не просто существовали. Я желаю этого всем.