«Не агонизируйте, организовуйтесь»: о чем лидер U2 Боно говорил в Киеве на конференции YES

«Не агонизирует, организовуйтеся»: о чем лидер U2 Боно говорил в Киеве

Люда Корниевич

Легендарный рок-музыкант, лидер ирландской группы U2 впервые приехал в Украину. Правда не для того, чтобы спеть «With or without you» («С тобой или без тебя»). А чтобы поговорить о будущем Европы, в том числе и о будущем Украины. Боно был одним из именитыхгостейтрехдневной конференции «Ялтинской Европейской стратегии» (Yalta European Strategy), которая прошла в Киеве с 15 по 17 сентября под лозунгом «Будущее поколение всего». В конференции приняли участие более 400 политиков, дипломатов, бизнесменов, общественных активистов и экспертов из 28 стран мира.

Можно ли изменить к лучшему даже самые безнадежные ситуации, как работать с потенциальными врагами и чем певцу помогли Джордж Буш, Ангела Меркель и Эмманюэль Макарон —читайте в материале Громадского.

Куда движется Европа?

Меня пригласили в Украину, сказали, что здесь очень уважают и поддерживают европейские ценности. А прямо сейчас Европе нужно вдохновение. На наших шоу мы разворачиваем голубой флаг со звездами (флаг Евросоюза —ред.). Это не запал Боба Дилана или Дэвида Боуи в платье, но впоследствии в этом чувствуется какое-то неповиновение. Люди приходят на концерты со своими флажками. И, возможно, тот же Брекзит и шок от него склоняет молодое поколение к этой романтической идее. Европа — это очень-очень романтичнаяидея, о которой можно говорить на разных языках, но все равно быть понятым.

«Не агонизируйте, организуйтесь»

Смелые мужчины и женщины многим пожертвовали, чтобы построить ту реальность, в которойвырос я, мое поколение. Я вам скажу честно, что часть меня думала, что она каким-то образом эволюционирует в направлении мира, справедливости для всех. Как будто если проснуться через несколько лет, можно было бы увидеть больше прав для женщин, представителей ЛГБТ... так думало мое поколение. Но если посмотреть на историю человечества, доказательств этому нет.

Более того, сейчас мы должны немного нервничать. Ведь мне кажется, что в последние годы мы как бы наконец проснулись и поняли, что эти вещи не являются вечными. Что мы должны работать для них, а не воспринимать как должное. И мойсовет: не агонизируйте, а организовуйтесь.

Оборьбе за свободу в Украине

Я не знаю достаточно об этой замечательной стране. Но моих знаний вполне хватает, чтобы понимать, что вам не нужно объяснять значение и ценностимира и свободы. Вы до сих пор ежедневно за это боретесь. И я молюсь за вас, чтобы вам не приходилось фактически драться, физически бороться, чтобы духовной борьбы было предостаточно.

Фотография предоставлена ​​YES

Онадежде

В конце 90-х —начале 2000-хтреть людей в каком-то региональном центре в Африке рисковали умереть от СПИДа из-за отсутствия лекарств. Для меня это казалось огромной несправедливостью: что то, где ты будешь жить, может определять, жить ли тебевообще.

Иногда люди мне говорят: ты артист, ты должен просто петь, зачем ты впутывает себя в это? Но все содержание демократии, если вернуться к греческой концепции, заключается в том, что все в нее вовлечены.

В США мы начали работать с президентом (Джорджем) Бушем надтем, что позже стало самой масштабной медицинской интервенцией в борьбе с болезнями. Люди смеялись и говорили, что невозможно доставить столько лекарств в такие районы. Но я был абсолютно уверен, что если достаточно людей в политическом спектре будут неравнодушными, мы это сделаем.

Можно ли работать с врагом

То, чем я больше всего горжусь, очень простая вещь—это способность работать с твоим потенциальным врагом. Я знаю, что о таком трудно говорить в Украине. В Ирландии наступил мир, а ведь эту странуопустошила гражданская война. Но я теперь в полной мере понял значение слова«компромисс».

Борясь со СПИДом, мы сводили людей, которые даже в одной комнате не хотели находиться! Тони Блэр сотрудничал с Дэвидом Камероном, консерваторы и лейбористы обещали выделять 7% ВВП для бедных во всем мире. Что было совсем необычным для меня, это то, что я называю «неожиданными объединениями». Для певца с рок-группы —это быть и смонахинями, и сосвященниками, и с республиканцами. Это не очень нравилось моей группе. Но когда ты (общаешься) с неожиданными людьми, это как бы подтверждает серьезность твоих намерений.

Надежда для мировых лидеров

Я думаю, это замечательно, что канцлер Германии (Ангела) Меркель была переизбранана очередной срок. У нее есть мудрость, в которой нуждается европейский проект. Я был удивлен, когда на одной встрече она начала мне рассказывать об одномнигерийскомрэпере. Я ей рассказывал о своих впечатлениях оЛагосе,культуре ибизнесе этой страны. А она мне: «О, да, там есть известный рэпер, у него 50 млнпросмотров, ты его видел?». Канцлер Германии рассказывает мне о новинках музыки? Моя группа точно не поняла бы такого.

Меркель очень спокойнаи уверенаотносительно того, что Европа победит. Но она также пытается подобрать слова для Европы —правильно рассказывать истории. (Эмманюэль) Макрон(президент Франции — ред.,) очень необычный. Он ни с кемне нянчится. Ты приходишь — исразу же обсуждаешь идеи. Для него идея гораздо важнее, чем тот, кто ее придумал. Поэтому мне, в частности, никто там не устраивается никаких почестей.

Почему Африка важна для Европы

Даже люди, которые не очень следят за событиями, знают, что Африка имеет значение для Европы. Я осмелюсь сказать, что если Африка не устоит, то и Европа не будет успешной. Но я не думаю, что такое произойдет. Если вы послушаете африканцев, они очень вдохновлены своимиисториями успеха, они пытаются искоренить целое поколение коррумпированных и недемократических лидеров. Коррупция убивает больше детей, чем СПИД или малярия. Но есть вакцина. И она называется «прозрачность» и«открытое правительство».

Этот материал также доступен на украинском языке.