(Не)законный референдум: чего хочет Каталония

В это воскресенье каталонцы голосуют на референдуме о независимости своего региона от Испании. Правительство в Мадриде назвал его незаконным, а каталонских чиновников, причастных к организации голосования, как от регионального министра экономики, арестовали.

Автор текста Остап Ярыш

В это воскресенье каталонцы голосуют на референдуме о независимости своего региона от Испании. Правительство в Мадриде назвало его незаконным, а каталонских чиновников, причастных к организации голосования, как регионального министра экономики, арестовали.

Компания Google удаляет онлайн-приложение, которое должно помочь людям на участках проголосовать. Это случилось после того, как Высокий суд Каталонии постановил, что интернет-концерн обязан удалить из своего виртуального магазина приложение On Votar 1-Oct и все ссылки на него.

Последние недели перед голосованием испанская полиция устраивает рейды и изымает бюллетени. Возмущенные каталонцы выходят на улицы Барселоны, Жироны и других городов.

Почему Каталония хочет независимости и что происходит в регионе накануне голосования —объясняет Громадское.

Чего хочет Каталония

Каталония имеет собственный язык, историю и культуру. Там проживает 7,5 млн человек —16% населения Испании. Стремлениек самоопределению Каталонии имеет историческоеоснование. Сейчас эта земля имеет статус автономной области, здесь есть свое правительство и парламент. Впрочем, во многих аспектах —в основном экономических —Каталония все еще связана с остальной Испанией. Культурные различия и стремление к экономической независимости —в основе каталонского сепаратизма.

Эта область действительно самая богатая в стране. На нее приходится около 20% ВВП страны, а региональная доля ВВП на душу населения превышает общенациональные показатели на более, чем 6000 евро. В Каталонии расположены крупные порты —Барселона, Таррагона, Паламос и другие. В регион приезжает почти четверть туристов. В то же время валовой продукт провинции на 35,3% состоит из долга. Таковы данные Евростата и ряда испанских институтов.

Основной аргумент сторонников независимости заключается в том, что маленькой страной управлять проще, и в этом случае все доходы от бизнеса, торговли и туризма будут оставаться на месте.

На чувствах играет и то, что в разные времена Мадрид запрещал каталонскую культуру и язык. Гражданская война в Испании 1936 -1939 годов до сих пор остается травмой для каталонцев, которые де-факто проиграли. А запреты Мадридом каталонской культуры в разной степени внедрялись до смерти испанского диктатора Франко в 1975-м.

Несмотря на это, каталонский сепаратизм не евроскептический и скорее напоминает шотландский, —люди здесь хотят видеть себя отдельным государством в составе Евросоюза. Чтобы получить независимость, правительство Каталонии решило провести референдум об отделении.

Каталонские сепаратисты хотят видеть себя отдельным государствомв составе Евросоюза. Барселона накануне референдума Фото: Анна Цигима / Громадское

Что отвечает Мадрид

Конституция Испании не предусматривает выхода из состава страны отдельных ее областей. Мадрид называет такой единоличный референдум априори незаконным. Проведение плебисцита заблокировал суд. Впрочем, Каталония планирует провести голосование вопреки запрету.

Такой акт неповиновения не понравился центральной власти Испании, поэтому она начала давить на Каталонию. 20 сентября состоялись обыски и аресты чиновников и активистов, а мэрам около 800 городов пригрозили судебным преследованием в случае проведения референдума.

Испания заблокировала 140 каталонских сайтов, которые сообщали о референдуме, а полиция конфискует печатные агитационные материалы, призывающие местное население проголосовать. Мадрид заморозил правительственные счета Каталонии и взял контроль над финансами региона —чтобы предотвратить использование средств для проведения референдума. Такие действия поставили под угрозу выплату зарплаты бюджетникам и госслужащим.

Премьер-министр Испании Мариано Рахой обратился к каталонской власти с призывом прекратить протест.

Впрочем, местная полиция отказалась выполнять приказы из Мадрида, цель которых помешать референдуму. Поэтому правительство отправило в Каталонию милитаризованные отряды из столицы. Более 4000 гвардейцев разместили на четырех лайнерах в каталонских портах, чтобы в случае беспорядков или неповиновения они могли подавить протест. Всем им отменили отпуска до середины октября.

Местная полиция отказалась выполнять приказы из Мадрида, которые имеют целью помешать референдуму. Испанское правительство отправило в Каталонию милитаризованные отряды гвардейцев из Мадрида. Барселона накануне референдума Фото: Анна Цигима / Громадское

Директор Европейского совета по международным отношениям в Мадриде Борха Лашерас считает, что провозглашенный в Каталонии референдум не имеет никаких законных оснований. Это — манипуляция чувствами местного населения, рассказал Громадскому Лашерас.

«Надо начать с того, что это ненастоящий референдум. Это плебисцит, который решил провести правящий блок в Каталонии. Туда входят бывшие националисты и радикалы. Центральная власть Испании своего согласия на это не давала.

Что мы видим —политики-максималисты ведут страну к очень серьезному политическому конфликту и общественным беспорядкам. Но это также микс Brexit-популизма —обещаний, которые нельзя выполнить, но которые мобилизуют многих людей. Этот референдум —это наш Brexit —и важно, чтобы люди это понимали».

Культурные различия и стремленияк экономической независимости лежат в основе каталонского сепаратизма. Барселона накануне референдума Фото: Анна Цигима / Громадское

(Не)законный референдум

Референдум не является чем-то новым. С 2009 года уже состоялось семь мелких волн таких волеизъявлений —в разных регионах области: они имели лишь консультативный характер. Впрочем, ранее правительство Испании не реагировало на это так жестко. Последний такой референдум провели в 2014 году —80% голосов были за независимость, однако на участки пришли лишь 37%.

Через год каталонский парламент утвердил декларацию о начале процесса окончательного отделения, который должен завершиться в 2017 году.

По данным Politico, по состоянию на июнь 2017 независимость поддерживали 41% каталонцев. То есть большинство местных все же поддерживали единство с Испанией. Впрочем, здесь есть два нюанса. Первый заключается в том, что на референдуме —как показывает опыт - активными являются именно сторонники отделения.

Второй - в последние недели население Каталонии мобилизовалось именно из-за давления центральной власти. Редактор местного издания Catalan News Agency Марк Коломер в комментарии Громадскому рассказал: давление Мадрида вызвало обратный эффект.

«Большинство каталонцев исторически чувствовали себя достаточно признанными через самоуправление, которое утвердил Мадрид. Но с 2010 года, увидев, что любая возможность иметь больше властных полномочий является нежизнеспособной, движение за независимость усилилось. Сейчас большинство населения в Каталонии хочет голосовать на референдуме —это вопрос достоинства, несмотря на то, что наши социальные, экономические и культурные права неоднократно ущемлялись», —рассказал Коломер.

Движение за независимость усилилось после того, как каталонцы увидели, что кроме самоуправления, котороепризнал Мадрид, любая возможность иметь больше властных полномочий является нежизнеспособной. Барселона накануне референдума Фото: Анна Цигима / Громадское

Протесты на улицах

Преследования и давление центральной власти стали искрой, которая разожгла массовые протесты.

20 сентября на улице каталонских городов вышли десятки тысяч людей —от студентов до пенсионеров, от фермеров и до бизнесменов. Протесты продолжаются до сих пор: накануне референдума студенчество Барселоны объявило двухдневную забастовку и не появляется на занятиях, а ректоры местных вузов опубликовали открытое обращение, в котором осудили наступление Мадрида и призвали стороны к диалогу.

Со своей стороны, фермеры выгнали на улицы Барселоны и Таррагоны сельскохозяйственную технику, чтобы блокировать выезды из портов, где базируются испанские отряды полиции.

«Каталонцы неоднократно сталкивались с пренебрежительным отношением со стороны правительства Испании. Но агрессивный ответ и репрессии Мадрида с целью ограничения свободы заставили каталонское общество ответить волной солидарности и мирнойстойкости. Каталонцы теперь воспринимают референдум как вопрос демократического достоинства и защиты базовых гражданских прав, которые нарушила испанская власть», —рассказывает Громадскому каталонский журналист.

Сами митингующие отмечают, что их протесты мирные. Воздержаться от агрессии и к цивилизованным методам протеста неоднократно призывала местная власть, в частности президент Женералитета (местного правительства) Карлес Пучдемон. Кроме этого, каталонские чиновники обратились к Евросоюзу с просьбой о посредничестве и вмешательстве.

Каталонские митингующие отмечают, что их протесты мирные. Барселона накануне референдума. Концерт в поддержку референдума Фото: Анна Цигима / Громадское

Что дальше

Накануне референдума состоялась встреча представителей правительства в Мадриде и местной власти о вопросе безопасности. Государственный секретарь по обороне Испании сообщил, что в воскресенье люди могут праздновать и выходить на демонстрации, но не голосовать —именно это будет нарушением закона. А представитель испанского правительства Иниго Мендез заявил, что в воскресенье референдума не будет.

Впрочем, Карлес Пучдемон настаивает на том, что голосование должно состояться. На брифинге 29 сентября он заявил, что, несмотря на препятствия, избирателей готовы принять более 2000 участков в регионе.

Глава Каталонии заявил, что в случае успешного референдума есть два варианта развития ситуации. Первый —люди голосуют «НЕТ». Тогда состоятся внеочередные выборы в местный парламент, и Каталония остается в составе Испании. Тогда как в случае поддержки суверенитета Каталонский парламент провозглашает независимость в течение недели. А вот что будет после этого —уже другой вопрос.

Корреспондент газеты El Mundo Хавьер Колас в разговоре с Громадским дал такие прогнозы:

«Представим такую ​​победу. Независимость должна быть признана другими странами. Не думаю, что это произойдет. Кроме правительства Николаса Мадуро в Венесуэле, ни одна другая страна не поддерживает референдум. Понятно, что никто в ЕС или ООН не поддерживает. Каталония может оказаться в неопределенной ситуации. Если они действительно отделятся от Испании, то сразу окажутся за пределами Евросоюза, ведь если любая территория отделяется от страны-члена ЕС, они должны начинать процесс членства сначала. И все члены ЕС должны согласиться с их членством».

В любом случае, развитие событий в Каталонии повлияет на ситуацию не только в регионе и Испании, а в Евросоюзе в целом.