Громадское продолжает серию публикаций, где вспоминает, что носили, что ели и как развлекались в 90-е. Во второй части читайте об одежде и аксессуарах.

Качество товаров не имело никакого значения, главным был портрет: Бритни Спирс и Кристина Агилера, Backstreet Boys и молодой Леонардо Ди Каприо из фильма «Титаник». Коллаж: Настя Кориновская / Громадское

Евгений Спирин

Настя Кореновская

На кухне соседки заглядывают в телефон, внимательно листая страницы в Instagram:

— Этот с камнем!

— А мне с ключиком нравится!

Они заказывают «чокеры» — украшения, популярные в середине 1990-х годов. Теперь одежда, обувь и аксессуары того времени кажутся странными, порой забавными: футболки с героями фильма «Титаник», лосины кислотных цветов, сумки-кравчучки в клеточку, китайские кроссовки на платформе размером с голову, кепки-блейзеры, джинсовые куртки, клеш и тому подобное.

Громадское продолжает серию публикаций о 90-х годах. Во второй части — об одежде и аксессуарах.

Рынки и челночники

В 1980-х, когда СССР уже почти ничего не производил — ни товаров, необходимых для повседневной жизни вроде средств гигиены, ни более или менее модной одежды — способов одеваться ярко и стильно было немного. Впрочем, можно было покупать вещи из-под полы — у спекулянтов, или искать портниху, которая сошьет что-то из популярного журнала «Бурда Моден» (издавался на русском языке с марта 1987 года). Правда достать хорошую ткань тоже было непросто, иногда приходилось несколько месяцев «выстоять» в очереди.

В конце концов, вещь после пошива могла иметь совсем другой вид, мало напоминающий то, что было на модели в журнале, и все же это было лучше, чем безразмерные платья-халаты условной фабрики «Красный трактор».

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Распад Союза в начале 90-х открыл возможность предприимчивым гражданам заниматься частным бизнесом. Способствовало этому и выгодное географическое расположение Украины — в самом центре Европы.

Появились тысячи челночников — людей, которые ездили в Польшу, Венгрию, Турцию за дешевыми товарами: одеждой, бытовой техникой и всем, чего стране не хватало.

В больших и маленьких городах образовались огромные стихийные базары. С лотков или просто на земле продавали многочисленные зарубежные «сокровища». Базар стал местом паломничества для взрослых и детей. Местом, где можно купить все. За одеждой туда ходили семьями преимущественно в выходной день. Что же можно было там найти?

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

«Мальвины» и лосины

В 90-х джинсовая одежда уже не был такой роскошью, как десятилетием раньше. Дешевые китайские джинсы — «трубы» и клеш, широкие, узкие и разноцветные — можно было приобрести на любом рынке.

На фоне расцвета музыкальных субкультур особенно ценились «вареные» джинсы. Если достать такие не получалось, обычные просто вываривались с помощью отбеливающего средства. В процессе отбеливания их также можно было закручивать и резать.

Самыми доступными были джинсы Mawin, или просто — «Мальвины». Они были вареными, а потому — модными.

Лейбл фирмы вышивался красными и зелеными нитками на правом кармане. Это считалось их особенностью и выглядело стильно. «Мальвины» имели характерный синий цвет с фиолетовым оттенком, а также искусственно вытертые места.

Кроме оригинальной эмблемы, владельцы брюк нашивали на пояс или карман лейблы других популярных иностранных брендов, таких как Gucci, Versace или Levi`s.

Шили «Мальвины» двух фасонов: прямые или узкие. Сначала появились прямые, они полностью повторяли фасон брендовых брюк, чуть позже, когда Mawin приобрели популярность, фирма выпустила собственную модель. Она отличалась высокой талией, широкими бедрами и сужением к низу.

Необходимым атрибутом в гардеробе тогдашней леди были лосины (в 18 веке эта одежда была частью мужской военной формы, шили их из кожи лося), или леггинсы, или, как еще их называли — «дольчики» (от фирмы-производителя Dolci Calze).

 

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Популярными лосины сделал Карл Лагерфельд в 1990-х. Новая и весьма откровенная облегающая одежда пришелся по вкусу тогдашним поп-звездам. К примеру, певицам Мадонне и Сандре. После нескольких шоу и фотосессий в модных журналах, лосины стали мега-популярной частью женской одежды.

На базарах были ряды с лосинами на любой вкус: черные, белые или кислотные, с высокой или низкой талией. Мужчины их тоже иногда надевали — для езды на велосипеде.

Майки с Ди Каприо, «шапка-носок» и цвета «вырви-глаз»

90-е породили множество поп-идолов, портреты которых сообразительные китайские производители клеили на одежду и аксессуары. Качество товаров не имело никакого значения — главным тут был сам портрет: Бритни Спирс и Кристина Агилера, Backstreet Boys и молодой Леонардо Ди Каприо из фильма «Титаник».

Подростки гордились и берегли синтетические балахоны с принтами The Prodigy, Onyx и других популярных групп. Даже после физической смерти изношенного балахона или дырявой футболки, «портрет» можно было вырезать и пришить, например, на спину джинсовой куртки.

 

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Клипы с обожаемыми звездами днем ​​и ночью крутились на MTV, а их постеры появлялись в первых журналах для подростков — Cool и Cool Girl. В журналах уже были статьи о сексе, которые затем пересказывались из уст в уста. Позже в Украине вышли в свет собственные тинейджерские журналы: ХЗМ, «Молоко» и др.

После появления безумно популярной группы Spice Girls, базары буквально завалили яркими туфлями на высоченных платформах. Привыкшие к советской серости люди наконец дорвались до кислотных цветов и теперь, казалось, не представляли себе жизни без них. Оранжевый, салатовый, розовый — все они ласково назывались «вырви-глаз».

Свой вклад в тогдашнюю моду сделал и гангста-рэп, разновидность хип-хопа. Такие исполнители, как 2Pac и Notorious B.I.G., пели о тяжелой жизни молодых преступников из афро-американских районов, выпускали альбомы на больших лейблах, MTV транслировало их клипы, а манера одеваться так, как это делали хип-хоп звезды, докатилась и до постсоветских стран. Правда, здесь хип-хоп понимали по-своему.

В моду вошла «шапка-носок», широкие штаны, шляпы-пробки с названиями исполнителей, а также многочисленные кулоны, браслеты и значки с названиями групп или какими-то странными фразами.

Мечта подростка

Кроме джинсов и джинсовых курток, во второй половине 90-х в моду вошли джинсовые комбинезоны. Мечта каждого подростка, с многочисленными карманами, — в комбинезонах можно было и в школу ходить, и по деревьям лазить.

Спортивные костюмы перекочевали из 80-х. Базары переполняли китайские подделки, сделанные из странной ткани, которая не растягивалась. На груди красовались надписи Abidas, Fula, Pima, Nkai и т.д. — намек на «фирменный» одежду.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

К спортивному костюму шла «дубленка» или дерматиновая куртка. Популярными среди молодежи были также «косухи» с большим количеством шипов или заклепок.

В сезон осень-зима носили «дутые» китайские пуховики или жатые плащи.

Юбки становились короче, иногда настолько, что их называли трусами.

Мужчинам по вкусу пришлись свитера с орнаментом и надписями. Девушки же намеренно растягивали такие свитера и носили их с лосинами.

Невероятно популярными были джинсы-клеш. Чем больше диаметр клеша — тем лучше.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Популярными также были цветные резинки для волос и, конечно, легендарные чокеры — украшение, которое плотно прилегает к шее. В мире моды они известны давно, еще с начала ХХ века. Опять вспомнили о них после Второй мировой войны. Их носили культовые звезды кино — Мэрилин Монро, Софи Лорен, Бриджит Бардо и др.

С 1980-х черные кожаные чокеры, украшенные шипами, цепями и металлическими заклепками становятся атрибутом неформальных молодежных субкультур. А в 90-е из провокационного чокер превратился в массовый аксессуар.

Так 90-е научили нас изобретательности, умению перерабатывать вещи и сочетать то, что совместить нельзя. И пока мода возвращает лучшее из тех лет, можно заказать чокер и понять, что сегодняшние 25-30- летние — это самые счастливые люди из тех, что жили в 90-е.

Коллаж: Настя Кореновская / Громадское

Поделиться: