Нормандский формат переговоров по ситуации на Донбассе: что может измениться?
Германия и Франция —основные европейские союзники Украины в так называемом Нормандском форматепереговоров по ситуации на Донбассе. Две европейские страны согласились на роль посредников и уже более четырех лет Украина считает их своими союзниками в противодействии российской агрессии.
Татьяна Огаркова
Германия и Франция —основные европейские союзники Украины в так называемом Нормандском форматепереговоров по ситуации на Донбассе. Две европейские страны согласились на роль посредников и уже более четырех лет Украина считает их своими союзниками в противодействии российской агрессии.
В то же времяполитическая жизнь в обеих странах не стоит на месте: проходят выборы, возникают новые политические альянсы, меняются приоритеты внешней политики. Некоторые из этих процессов могут прямо или косвенно влиять на поддержку Украины.
Громадское пообщалось с немецкими и французскими экспертами, чтобы выяснить, какосновные политические изменения в их странах могут повлиять на поддержку Украины.
Отказываться от Минскихсоглашений— рисковать снятием санкций с РФ
Во Франции и Германии уже давно понимают, что именно Россия ответственна за то, что Минские соглашения не работают так, как должны были бы. Более трех лет ни один пункт этих договоренностей не может сдвинуться с места, пока Россия не перестанет осуществлять военную агрессию на востоке Украины. Очевидно, что пока она этого делать не собирается.
Именно Россия должна выполнить свою часть «Минска», убежден бывший премьер-министр Франции Мануэль Вальс (2014-2016 года).
«Россия должна уважать международные соглашения и договоренности. Конечно, Украина также должна пройти свой путь, осуществить свои реформы, бороться с коррупцией и соблюдать Минскиесоглашения. Но сейчас именно Россия должна выполнить свою часть договоренностей», —говорит он в комментарии Громадскому.
В то же время, в Европе присутствует понимание, что просто напоминанияоб этих сделках не дадут результата.
«Если вы меня спросите,есть ли шанс на выполнение этих договоренностей, я вам честно отвечу "нет"—при условии, что страны Европы и США не усилят военное давление на Россию»,—говорит Громадскому Николя Тензер, французский исследователь, председатель Центра исследований и анализа политической деятельности в Париже.
Сейчас трудно поверить, чтоЕвропа может решиться на какое-товоенное давление. Но в то же время отменить или денонсировать соглашения невозможно. Ведь Минские договоренности —это юридическая база для санкций против России.
Отказываться от этих договоренностей значит рисковать снятием санкций сРоссии вообще. В ситуации, когда пророссийское лобби в Европе становится сильнее, это было бы крайне опасно.
Германия: поиск компромиссов и усилениепророссийского лобби
После парламентских выборов в Германии в сентябре 2017 года внутриполитическая ситуация изменилась: Христианские Демократы, партия Ангелы Меркель, хоть и победила, но получила худший за последние годы результат.
В марте 2018 года, после пяти месяцев волокиты, в парламентскую коалицию вошли социал-демократы, которые формировали и прошлуюкоалицию. В коалиционном соглашении обе политические силы прописали намерениерассмотреть вопрос о снятии санкций с России при условии выполнения Минских соглашений, а также стремление привлечь РФ к общему экономическому пространству «от Лиссабона до Владивостока».
Недавняя встреча Меркель и Путина также вызвала противоречивые оценки.
«Многие обозреватели полагают, что эта встреча символизировала перемены, — рассказывает Громадскому Рихард Херцингер, политический обозреватель Die Welt. —Конечно, основная позиция Германии по поводу требования соблюдения Минских договоренностей остается. Но происходят определенные процессы, определенные поиски взаимопонимания и решения проблем. Ситуация движется в сторону поиска компромисса».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Что изменила для Путина встреча с Меркель?
Официальная позиция немецкого правительства относительно Украины не изменилась, но интерес в Германии к событиям в Украине очень незначительный. Поэтому главная опасность— вусилениипророссийского лобби, которое становится все более значительным.
«Во всех политических силах страны есть люди, которые говорят о том, что четыре года санкций против России не дали результатов. Соответственно, они утверждают, что нужно искать другие подходы. Эти подходы тяготеют к диалогу с Россией, потому что путь санкций не был успешным. В то же время, проукраинское лобби очень слабое, поэтому Ангеле Меркель все труднее держать позиции», —объясняет Херцингер.
Северный поток: ситуация не изменится
Хорошо демонстрирует нежелание Германии усиливать давление на Россиюпроект Второго Северного потока (Норд Стрим-2). Критические голоса по поводу Северного потокав Германии преимущественно принадлежат депутатам Европарламента, представителям партии Зеленых, Христианским демократам и тому подобное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Почему «Северный поток-2» опасен — интервью с экспертом Михаилом Гончаром
Симптоматично, что социал-демократы не нарушают эту тему.
«Общественное мнение в Германии на стороне этого проекта. Главным аргументом является то, что его реализация не изменит отношения с Россией ине усилит ее влияние, ведь у Германии естьразличные источники энергии. Ангела Меркель пытается давить на Путина. Когда они встретились несколько недель назад, говорили о том, что будет газ, который будет идти и через Украину. Таким образом Меркель пытается выйти из ситуации и ответить на давление ЕС. Но на самом деле ситуация не сильно изменилась»,—рассказывает ГромадскомуРихард Херцингер.
Канцлер Германии Ангела Меркель (слева) и президент России Владимир Путин во время совместной пресс-конференции после переговоров в резиденции немецкого президента-дворце Мезеберг недалеко от Берлина, Германия, 18 августа 2018. Фото: EPA-EFE / CLEMENS BILAN
(Не) железная леди Меркель теряет популярность
Ангела Меркель всегда придерживалась довольно четкой линии против Путина и российской агрессии в Украине. Но сегодня опасность заключается в том, что позиции самой Меркель сейчас заметнослабее, чем на момент подписания Минских соглашений. Если раньше ее критиковали оппоненты и часть избирателей, преимущественно за политику миграции, то сейчас сопротивление идет от ее собственной партии.
Первым ощутимым знаком этого сопротивления внутри собственной партии стало недавнее голосованиеза кандидатуру председателя фракции партии Христианских демократов в парламенте. Все 13 лет пребывания Меркель у власти на этой должности был ее союзник Волкер Каудер. Но недавно партия отвергла его кандидатуру и проголосовала, вопреки волелидера, за кандидатуру финансиста Ральфа Бринкхауса.
Впереди Меркель ждет съезд партии, который состоится в декабре 2018-го года. Не исключено, что ее могут снять с должности председателя партии.
Франция: вызовы на пути в Европу
Если Германия во время вступленияв Нормандский форматпровела парламентские выборы, во Франциивыбралипрезидента. В мае2017 года преемником социалиста Франсуа Олланда стал проевропейский кандидат Эммануэль Макрон.
Среди других кандидатов его отличала мощная проевропейская позиция. Все предыдущие годы претендентам на президентское кресло советовали не говорить много о Европе, ведь это было не очень популярно.
Макронубедил французов, что место Франции в Европе.
«Эммануэль Макрондо сих пор не потерял своего европейского вдохновения (...) В то же время Франция, как и многие другие европейские страны, стоит перед вызовами миграции и ситуацией сбеженцами, и здесь придется сделатьнепростой выбор. У французов, как и у немцевили шведов, есть проблемы с политикой предоставления убежища беженцам, так как Макрондолжен с одной стороны проводить краткосрочную политику, отвечать на вопрос «Что делать сегодня?», но с другойне упускать из виду долгосрочную стратегию, которая обязательно будет общеевропейской», —объясняет Мари Мандрас, профессор Высшей школы политических исследований в Париже.
В отношениях с Украиной Макронпродолжает курс своего предшественника Франсуа Олланда. Официальная позиция Франции по поводу Минских соглашений не изменилась.
«Его международная политика во многом продолжает политикуФрансуа Олланда. На определенном этапе мы видели желание выделитьсяот Олланда, но сейчас и в вопросе Сирии, и в вопросе России Макрон продолжает предыдущую политику»,—рассказывает Громадскому Николя Тензер, французский исследователь, председатель центра исследований и анализа политической деятельности в Париже.
Париж —Москва: между недоверием и необходимостьюдиалога
Несмотря на преданность Минским договоренностям, Франция скорее балансирует между недоверием к России и пониманием необходимости диалога с ней.
Как рассказывает ГромадскомуМари Мандрас, когда Макронвошел в Елисейский дворец, у него было большое недоверие к президенту Путину, ему очень хорошо объяснили вопрос Украины, Донбасса и аннексии Крыма.
«Он также понял, что во Франции присутствуют люди, которые заинтересованныв дружбе с Россией и выступали за возобновление диалога с Москвой. Именно поэтому он хотел продемонстрировать добрую волю для начала диалога с Москвой. Я думаю, что когда он принимал в Версале Путина, то понимал, что видит перед собой человека, который занял позицию защиты, мужчины довольно грубого, в частности в вопросе Украины, Сирии и прав человека»,—добавляет она.
Президент России Владимир Путин (слева) и президент Франции Эммануэль Макроннаправляются на совместную пресс-конференцию после переговоров в Версальском дворце возле Парижа, Франция, 29 мая 2017. Фото: EPA / ALEXEY NIKOLSKY / POOL
По мнению Мари Мандрас, Макронсчитает, что Франция, как большая европейская страна и как мощноеядерноегосударство, должна контактировать с Москвой, даже если это очень непросто. Но диалог не означает компромисс, а переговоры —уступок.
«Президент Франции хорошо понимает пределы диалога с Кремлем, и именно поэтому он будет придерживаться общей европейской и трансатлантической линии, то есть линии НАТО. Именно поэтому не будет никакой попытки Франции договориться с Кремлем вопреки интересам других европейцев и Украины. Французский президент понимает, что европейская безопасность—это дело европейской солидарности. Солидарность Европыявляется ее силой, и я надеюсь, что позиция Франции останется позицией предосторожности поотношению кРоссиии поддержки Украины», —заключает Мандрас.
Проблема в том, что рейтинг Макрона, как и Ангелы Меркель, переживает стремительное падение.
«Это то, что мы называем« усталостью от власти», —говорит Мари Мандрас. —Всегда после победы на выборах происходит возвращение к реальности».
Следовательно, ослабление позиций политических лидеров, которые занимают позицию защиты Украины, и сосредоточенность политической жизни Франции и Германии на внутреннюю борьбу, создают риски для Украины. Украина может продолжить все больше выпадать из списка приоритетов своих европейских партнеров.
- Поделиться: