Теперь мы знаем, кто руководит Украиной

Материал Максима Эристави «Now We Know Who Really Runs Ukraine», который был опубликован в издании Foreign Policy 17 февраля 2016 года

После нескольких часов публичной критики со стороны законодателей в зале заседаний украинского парламента премьер-министр Арсений Яценюк встал с кресла, заметно нервничая. Это были последние минуты, остававшиеся до вотума недоверия, почти гарантированного ему и его правительству. Все же он попытался сформировать лучший аргумент в свою защиту: «Мы получили в наследство обворованную страну, с российской армией, попирающей украинскую территорию. У нас не было армии, не было денег, не было государственного управления. Но мы сохранили страну. И я прошу вас уважать это», сказал премьер, сжимая кулаки. Но казалось, речь никого не зацепила. Это точно конец правительству Яценюка, подумали многие, наблюдая за тем, что происходило в прямом эфире по всей стране.

Но тут Мустафа Найем, хорошо известный законодатель-реформатор, увидел зрелище, которое, должно быть, напугало его существенно: десятки законодателей из ряда партий, связанных с влиятельными олигархами Ринатом Ахметовым, Игорем Коломойским и Виктором Пинчуком, внезапно стали покидать зал заседаний — они не собирались голосовать против правительства. Найем быстро обратился к Twitter, чтобы предупредить страну: была заключена закулисная сделка, и вотум недоверия, скорее всего, провалится. Но было слишком поздно. Голосование уже началось.

Всего за несколько часов до голосования большая часть украинцев была уверена в том, что это конец премьерства Яценюка: его рейтинг популярности был удручающим, и международное давление с целью отправить его в отставку за провал борьбы с масштабной коррупцией в стране возрастало. За последние недели один известные реформисты стали покидать правительство один за другим, жалуясь на невозможность запустить перемены в системе, где коррупция начинается с самой верхушки.

Наконец, 16 февраля президент Петр Порошенко сам призвал к отставке Яценюка, официально окончив их двухлетний пост-революционный альянс. Яценюк и его правительство собрались на ежегодный отчет о своей работе в сессионном зале. После часов напряженных дебатов, собравшиеся законодатели значительным большинством завернули отчет как «неудовлетворительный». Последующее через 10 минут успешное голосование за вотум недоверия казалось логическим завершением.

Однако из-за маневра, напоминающего «Игру престолов», кампания против Яценюка провалилась за несколько минут, оставив Найема — и всех остальных — с отвисшей челюстью. Сначала был выход из зала. Потом почти три дюжины законодателей из партии президента Порошенко не поддержали вотум недоверия. В итоге за отставку набралось всего 194 голоса из 226 необходимых. Яценюк и его правительство выжили. После голосования многие депутаты умолкли, как бы не в состоянии поверить, что голосование провалилось. Меньшинство взорвалось аплодисментами. Лихоимная олигархическая элита Украины могла праздновать свою очередную и величайшую победу над силами реформаторов со времен революции «Евромайдана» 2013 года.

Иностранные обозреватели, политики и дипломаты начали жаловаться мне сразу же после голосования: «Ну вот опять эта хаотическая украинская политика!» Что же, давайте проясним это раз и навсегда: украинская политика — какая угодно, но только не хаотическая. Здесь нет партийных границ, нет реальных законодательных дебатов, нет идеологических сражений: только холодный расчет привилегированных кругов и краткосрочные альянсы между разными олигархическими группами. В ту же секунду, как вы примете это за правду и перестанете видеть украинскую политику через призму развитого мира, вы увидите то, что вижу я: простой отпор олигархов реформам, которые поддерживаются международным сообществом и направлены против коррупции, спровоцировавшей революцию Майдана 2013-го года.

Для слишком многих из нынешней элиты новый премьер мог означать полную смену правительства и, возможно, возобновление давно откладываемых реформ, которые поставили бы под угрозу их финансовые интересы. Или это могло означать большую конкуренцию за ресурсы — из-за большей узурпации главных правительственных постов президентом Порошенко и его правящей партией. Любой из этих двух сценариев, или оба сразу были бы ударом по привилегированным кругам. Сохранение статуса-кво, в котором сферы влияния уже поделены, был оптимальным эквилибриумом для главных украинских клептократов. Как всегда, интересы украинского общества практически никому не были интересны.

Совершенно наивно пытаться найти в Украине противостояние между жуликами и реформаторам по партийной линии. Последние журналистские расследования и скандалы обнаружили то, что уже давно известно большинству людей: кластеры коррупции существуют внутри почти каждой партии. Даже больше, многие из них успешно сотрудничают между собой, даже если находятся по разные стороны политических баррикад. Например, альянс, защищающий интересы коррупционеров в энергетическом секторе, как сообщается, существует между политическими и бизнес-элитами, связанными с бывшим президентом Януковичем, нынешним президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком. То же касается и реформаторов: ты можешь найти отважных борцов за перемены не только в глубоко коррумпированных партиях, но и внутри коррумпированного правительства: от борца против коррупции Сергея Лещенко из партии Президента Порошенко до реформаторского министра финансов Натали Яресько. К сожалению эти реформаторы по численности проигрывают клептократам.

Запад также виноват в том что реформаторы проигрывают борьбу за перемены в Украине. Как прямые инвесторы в будущее страны, с миллиардными инвестициями через антикризисные кредиты и прямую помощь, иностранные партнеры страны были необычно стеснительными в прессинге определённых реформ. Многие закрывали глаза на то, как сильно привилегированные бизнес-круги влияют на пост-революционную политическую элиту. Западные политики и дипломаты с энтузиазмом поддерживали премьер-министра Яценюка, игнорируя его почти двадцатилетнее прошлое в грязной украинской политике и сообщения о его близком окружении, погрязшем в коррупционных схемах.

Ни одного вопроса не было задано, когда президент Порошенко укомплектовал свою администрацию бывшими бизнес-партнерами и друзьями с сомнительным прошлым, в то же время отказываясь продавать свои же бизнес-активы, как обещал. Ключевые инициативы главных реформаторов в министерствах финансов, экономики и инфраструктуры так и не нашли достаточной и выразительной поддержки за границей.

Сейчас же, с ростом политического кризиса — и в то время как поддерживаемые Россией сепаратисты (возможно, заметив слабину) тестируют пределы украинской обороны — западные партнёры Украины могут столкнуться с намного более высокой ценой устранения этого беспорядка. Игнорирование сложных кризисов не работает особо для развитого мира в последние годы, и Украина может стать очередной иллюстрацией к этому. Это правда, что в последние месяцы мы увидели растущее давление от международных партнёров страны, требующих настоящих реформ. Но это должно было случиться два года тому назад, а не два месяца.

Все еще есть способы, с помощью которых Запад сможет предотвратить полномасштабный коллапс Украины. Во-первых, он должен бороться изо всех сил за оставшихся реформаторов: пока не связаны руки у таких влиятельных лиц, как министр финансов Наталья Яресько, или борцов с коррупцией, как Мустафа Найем и Сергей Лещенко, есть шанс, что развитие страны будет продолжаться.

Во-вторых, Запад не должен покупаться на дешевую театральность «политической чистки», которую сейчас пропагандирует правящая элита страны. В очевидном альянсе с разными политическими группами в парламенте, у которых сильны связи с олигархами, «Солидарность» Президента Порошенко нагнетала раздражение, держав у власти коррумпированным чиновников, аккумулировала негатив вокруг особенно двух людей — премьер-министра Яценюка и генпрокурора Шокина. Теперь, публично раскритиковав Яценюка и уволив генерального прокурора Виктора Шокина, элиты надеются снять напряженность и убедить общественность и международное сообщество в том, что ведется очищение рядов.

Но после двух лет пустых обещаний, ни украинцы, ни их иностранные партнеры должны этим удовлетвориться. В Украине неважно, кто управляет правительством или Генпрокуратурой. С Яценюком и Шокиным, или без них, альянс олигархов и коррумпированных чиновников не пошатнется — если, конечно, мы не перестанем уделять внимание персоналиям и требовать реальных, структурных реформ.

Отставка этих чиновников не имеет значения, если за ней не последует уголовное преследование, а затем системные реформы. К примеру, кто-нибудь расследовал коррупционные схемы, в которых обвиняют близкого соратника премьера Мыколу Мартыненко, после того, как Мартыненко сложил парламентский мандат вслед иностранному антикоррупционному расследованию? Нет. Каковой была судьба бизнес-партнера президента Порошенко и депутата Игоря Кононенко после того, как его возможные коррупционные схемы спровоцировали волну увольнений среди реформаторов в правительстве? Ни слова.

А что же с Шокиным, репутация которого развалилась после провала запустить хоть одно успешноегромкое антикоррупционное дело — против чиновников времен Януковича, или против нынешних высокопоставленных жуликов? Со времени его отставки 16 февраля его обязанности стал исполнять лояльный зам — Юрий Севрук.

Если эта бессмысленная шарада не прекратится, то система просто будет самовоспроизводиться, не меняясь, и надежды еще одной украинской революции будут преданы.

/Максим Еристави для Foreign Policy

/фото Громадське