Больше месяца тому назад парламент принял закон о деоккупации Донбасса в первом чтении и поручил подготовить текст к финальному голосованию Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. Народные избранники подали к законопроекту свыше 600 поправок.

Одна из главных целей закона о деоккупации — признать на законодательном уровне Россию страной-агрессором (на фото — местные жители проходят мимо российской танковой колонны в Луганской области, 20 октября 2015 года) Фото: EPA/ALEXANDER ERMOCHENKO

Максим Каменев

Принятие закона о деоккупации Донбасса затягивается. Больше месяца тому назад парламент принял его в первом чтении и поручил подготовить текст к финальному голосованию Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.

Народные избранники подали к законопроекту свыше 600 поправок, проработать которые и должен был Комитет. Чтобы сделать это как можно быстрее, председатель Комитета Сергей Пашинский (фракция «Народный фронт») создал рабочую группу из депутатов, представителей правительства, Администрации президента и экспертов.

Группа доработала предыдущий вариант финальной версии закона, которую 15 ноября должен был утвердить Комитет. В итоге депутаты согласовали все статьи законопроекта, кроме одной — в ней определяются специальные полномочия военных и стражей порядка на всей территории Донецкой и Луганской областей. В частности, правила применения оружия, задержания, проникновения в помещения граждан и тому подобное.

Статью и итоговый текст закона о деоккупации Комитете планирует согласовать на следующем заседании. В то же время Пашинский прогнозирует: закон о деоккупацию парламент утвердит еще до нового года.

Громадское публикует текст законопроекта, который подготовила рабочая группа и постатейно утвердил профильный комитет (включая статью, которую депутаты еще будут дорабатывать).

Что предлагают изменить депутаты

Полное название законопроекта, который в октябре в Верховную Раду внес президент, — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Проект закона, предложенный ко второму чтению, «вырос» с 15 до 25 страниц. В первую очередь, за счет перечисления законов Украины и международных документов, в которых зафиксирована российская агрессия на Донбассе.

Собственно, по утверждению Александра Турчинова — секретаря СНБО и идеолога его принятия — главной целью закона является признание на законодательном уровне России страной-агрессором и утверждение стратегии деоккупации отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В пока еще итоговом тексте закона депутаты установили датой начала российской агрессии 20 февраля 2014 года и в который раз зафиксировали, что Россия оккупировала не только часть Донбасса, но и Крым и город Севастополь. На этом настаивали представители Меджлиса крымскотатарского народа, а также депутаты из фракций «Самопомич» и «Батькивщина».

Депутаты зафиксировали в законопроекте, что Россия оккупировала не только часть двух восточных областей Украины, но и Крым и город Севастополь (на фото — вооруженные «зеленые человечки» (российские военные без знаков различения) около украинской военной части в селе Перевальное под Симферополем, 2 марта 2014 года) Фото: EPA/ALEXEY FURMAN

Кто устанавливает, что оккупированные территории освобождены

В статье 7 законопроекта с подачи депутатов появился пункт о том, что в соответствии с Женевской конвенцией Россия, как государство-агрессор, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и «создать необходимые условия для его жизнедеятельности».

Кроме того, депутаты утвердили, что после полного выведения Россией оккупационных войск, министры обороны и внутренних дел Украины направят президенту представления, а тот утвердит соответствующий указ.

Новое название АТО

Вместо антитеррористической операции, которая в настоящее время официально длится в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, депутаты предлагают проводить «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации».

До первого чтения в проекте закона фигурировало другое определение — «мероприятия по возобновлению территориальной целостности Украины».

Официальное название антитеррористической операции, которую проводят украинские силовые ведомства на востоке, в проекте закона изменяют на «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации» (на фото — украинские десантники на БТР на въезде в город Дружковка, Донецкой области, 19 августа 2014 года) Фото: EPA/ROMAN PILIPEY

Новый командующий

Первая редакция закона предусматривала, что военные, стражи порядка и военно-гражданские администрации на Донбассе будут подчиняться объединенному оперативному штабу. Ко второму чтению депутаты детально прописали процедуру назначения руководителя. Его предлагают называть командующим. В соответствии с законопроектом, он будет назначаться президентом по представлению руководителя Генерального штаба. Кроме того, в проекте закона зафиксировано, что не допускается вмешательство в его работу любых лиц, независимо от их должностей.

Важный момент. Если в первой редакции проекта закона оперативный штаб, в частности, должен был решать и то, какие товары можно перемещать через линию столкновения, теперь этот вопрос предлагается передать в компетенцию правительства.

Статья раздора

Полномочия силовиков из объединенного оперативного штаба и территория, на которую они распространяются, — единственная статья проекта, предыдущую редакцию которой Комитет по нацбезопасности и обороне не смог постановить. В редакции документа, над которым трудилась рабочая группа, предлагалось, в частности, что силовики смогут применять оружие, задерживать людей, которые препятствуют их работе, ограничивать движение транспортных средств, использовать в служебных целях помещение граждан и средства связи. Фактически это те же полномочия, которые силовики имеют на сегодня в районе проведения АТО.

Кое-кто из членов Комитета нацбезопасности обеспокоился, что в проекте закона четко не очертили район «проведения мероприятий по обеспечению национальной безопасности», поэтому они могут распространяться на всю территорию Донецкой и Луганской областей. В частности и на города, которые в настоящее время не считаются территорией проведения АТО. Алексей Рябчин из «Батькивщины» считает, что эта норма фактически вводит военное положение на всей территории Донбасса.

Статье 10 решили посвятить отдельное заседание Комитета по нацбезопасности. На нем же депутаты надеются принять окончательный текст документа, который вынесут на голосование в сессионном зале.

Поделиться:
spilnokosht desktopspilnokosht mobile