Образование во время эпидемии. Как в сельской школе Хмельницкой области попытались учиться дистанционно

Учитель истории в сельской школе в Хмельницкой области Вячеслав Пономарь преподает историю Украины для 8-го класса
Учитель истории в сельской школе в Хмельницкой области Вячеслав Пономарь преподает историю Украины для 8-го классаАлександр Хоменко/hromadske

Поздняя осень. Светает. Высокий и уже немного седой 63-летний мужчина делает обязательную ежедневную зарядку в одной из комнат в сельском доме. С его огорода в селе Требуховцы Хмельницкой области можно увидеть Меджибожский замок XVI века — украшение региона и «магнит» для туристов. Через час после завтрака и ежедневного изучения английского, мужчина заводит старую «Славуту» и едет за 7 километров в соседнее село Лысогорка.

Мужчину зовут Вячеслав Пономарь, он учитель в Лысогорской общеобразовательной школе. Три раза в неделю преподает историю ученикам 5-х — 9-х классов.

Ученики играют на футбольном поле в школе села Лысогорка Хмельницкой области во время большого перерываАлександр Хоменко/hromadske

Как выглядит сельская школа?

Если жителя большого города, который никогда не бывал в деревне, попросить представить сельскую школу, то, скорее всего, он нарисует в воображении маленькое здание, где меж чистых, хотя и давно не крашеных стен и старой мебели бегает несколько десятков детей.

Школы в отдаленных селах действительно невелики, однако их материальное обеспечение благодаря децентрализации теперь не очень уступает городским учебным заведениям.

Лысогорская сельская школа — это два одноэтажных корпуса, один для начальных классов, другой — для средних. Ремонт в школе новый, есть компьютерный класс и несколько ноутбуков, хотя и довольно старых, проектор и интерактивная доска.

А еще в этом году в первый класс пошел мальчик Миша с тяжелой формой ДЦП и нарушениями речи. Сначала его взяли на несколько месяцев, чтобы присмотреться, как он приспособится к обучению. Другие дети приняли Мишу очень тепло, он активно реагирует на учебный процесс, и поэтому руководство школы решило развивать инфраструктуру для инклюзивного образования.

Сначала устроили так называемую ресурсную комнату, где с Мишей заниматься специалисты. Недавно приобрели специальный сухой бассейн с шариками стоимостью более 7 тысяч гривен. Планируется еще заказать для мальчика специальный столик со стулом, но такой стоит более 20 тысяч гривен, поэтому пока Миша сидит на уроках в своей коляске рядом с мамой.

В этой сельской школе всего 52 ученика, наибольший класс насчитывает 9 школьников. Пятнадцать учителей до 2020 года вполне хватало, как на такое количество учеников. Но после того, как COVID-19 заболели одновременно три учителя, школу пришлось перевести на дистанционное обучение.

Вячеслав Пономарь убирает листья во дворе своего дома в селе Требуховцы Хмельницкой областиАлександр Хоменко/hromadske

«Меня будто придавило валуном»

В пятницу, 11 сентября, у Вячеслава Пономаря заболела голова. На следующий день поднялась температура, появилась слабость в теле и частично исчезло обоняние.

«Несколько дней я почти неподвижно лежал на кровати, а потом и жена заболела. И такое тяжелое это лежание было, будто меня придавило каким валуном. Она кричит: "Принеси воды!", а я не могу встать. И пока я готовился, собирал волю, она раньше доползла до воды. Вот такое было состояние», — вспоминает Вячеслав Пономарь о начале болезни.

Пока лежал дома, лечился антибиотиком, пил воду и выполнял дыхательные упражнения. Через неделю, когда рентген уже показал воспаление в легких, к учителю в Требуховцы приехали медики в спецкостюмах («космонавты», как говорит Вячеслав) и отвезли в Хмельницкую районную больницу, инфекционное отделение которой было полностью забито больными Covid-19. Положительным оказался и ПЦР-тест Вячеслава.

Материальное положение больницы ужасно, рассказывает он. Сначала даже свободной кровати не было, и больного положили на кушетку в проходе между дверью и коридором.

«Все, все старое — начиная от лестницы и заканчивая мебелью. Ничего нового! Все еще с советских времен, я так понял».

Единственное, что было из нового оборудования в отделении, — два кислородных концентратора. Ежедневно подвозили новые баллоны с кислородом, который подавали через сеть труб, но иногда для 25-30 больных кислорода не хватало на целые сутки. Антибиотики для протокольного лечения и жаропонижающее давали бесплатно.

Медперсонала в больнице не хватало, поэтому его пытались привлечь из других отделений. Однако медсестры шли неохотно, потому что работа опасная и изнурительная.

«Большая благодарность и сочувствие к людям, к этим женщинам. Как всегда — кто вытягивает войну? Простой солдат. Так же здесь».

Из-за болезни у Вячеслава исчезло обоняние, и время от времени человек его проверял, разминая в руках ветку хвойного дерева. Аппетита во время острой стадии не было, но когда начал поправляться, так хотелось есть, что даже голова кругом шла, говорит учитель. Ел все, что под руку попадалось, — и не мог наесться.

С постковидным синдромом Вячеславу более или менее повезло — после выписки из больницы чувствовал только слабость, а также в течение месяца лечил дисбактериоз и проблемы с пищеварением.

Вячеслав Пономарь и его жена Елена в ХмельницкомАлександр Хоменко/hromadske

Кстати, второй тест, который сделали перед выпиской, тоже оказался положительным, и учитель вынужден был пройти двухнедельную самоизоляцию. Вскоре выздоровела и Елена, жена Вячеслава. Госпитализация ей, к счастью, не понадобилась, вирус она перенесла без осложнений, но слабость чувствовала и через месяц после выздоровления.

Из-за коронавируса продали корову

14 и 15 сентября симптомы коронавируса появились еще у двух учительниц Лысогорской школы, и директор Зоряна Теслюк вынуждена была перевести школу в режим дистанционного обучения.

По словам министра здравоохранения Максима Степанова, посещать учебные заведения запрещается, когда на самоизоляции из-за контакта с инфицированными находится более 50% учащихся и персонала.

На практике же проконтролировать ни этот процент, ни самоизоляцию учеников и учителей невозможно. Поэтому ответственность за решение о переходе на дистанционный режим ложится прежде всего на плечи директора.

«Двое учителей, которым за 60, группа риска, справились с коронавирусом, а 49-летнюю учительницу болезнь истощила так, что у нее проблемы до сих пор», — удивляется директор школы Зоряна Теслюк.

Елена Гуркалюк преподает физику и математику в Лысогорской школеАлександр Хоменко/hromadske

Учительница физики и математики Елена Гуркалюк до сих пор испытывает последствия болезни: депрессию, слабость, одышку, проблемы с кишечником и поджелудочной железой.

Лечение стоило ей около 10 тысяч гривен, а зарплата сельского учителя, даже с 30-летним стажем, насчитывает чуть более 6 тысяч.

В семье Елены Covid-19 заболели еще три человека. Из-за этого ее муж был вынужден продать корову — просто некому было за ней ухаживать.

Откуда в школу попал коронавирус, никто не знает. Среди учеников зафиксированных случаев болезни не было, а всего в селе Лысогорка (с населением около тысячи человек) пока обнаружили пять больных Covid-19. В общем в школе переболели три учителя.

«Дистанционное обучение отбросило нас далеко»

Пока Елена Гуркалюк болела дома, она дистанционно общалась с учениками, передавала в Viber домашнее задание, видео по соответствующим темам. Но полноценным такое обучение она не считает.

«Дистанционное обучение отбросило нас далеко. Потому что сознательных детей, которые самостоятельно работают, очень мало. Большинство не усвоили того, что могли бы усвоить на очном обучении. И мы все считаем, что дистанционное обучение — плохая альтернатива очному. Гораздо лучше, когда дети работают в классе и все вместе», — уверена преподавательница.

Учителя считают дистанционное обучение хотя бы немного эффективным только при наличии постоянной видеосвязи с детьми, но в селе нет кабельного интернета.

Лысогорка расположена в 40 км от Хмельницкого и в 6 км по прямой от международной трассы Е50. Но максимум, что доступно для местных жителей, — радиоинтернет с низкой скоростью и ограниченным трафиком.

Поэтому все дистанционное обучение сводилось к общению в вайбер-группах, домашним заданиям и скриншотам контрольных работ, которые учащиеся присылали учителям.

Школьницы бегут по коридору корпуса для младших классов Лысогорской средней школыАлександр Хоменко/hromadske

На дистанционном обучении ученик часто остается один на один со школьными предметами. Насколько хорошо школьник их изучит, часто зависит от его самоорганизации и от внимания родителей.

«Мой сын учится в 8 классе. Должен быть постоянный контроль дома, чтобы ребенок выполнял те задачи, чтобы он выходил с учителем на связь. Большинство родителей у нас как у сельской местности — это огороды, и у людей просто-напросто нет времени. Детям было сложно перестроиться на такую форму работы», — говорит директор Лысогорской средней школы Зоряна Теслюк.

Сами ученики в один голос говорят, что в школе учиться лучше, потому что всегда можно уточнить у учителя то, что непонятно в уроке.

«Было очень плохо учиться, потому что мы не все понимали, и не всегда можно было дозвониться к учителю. И гораздо больше заданий, чем в школе. Потому что в школе за урок делаем три-четыре упражнения, а на дистанционном давали по 4-5», — говорит один из восьмиклассников.

Ученики старших классов тренируются делать упражнения на турнике во время большого перерываАлександр Хоменко/hromadske

Возвращение в школу

Эпидемия внесла свои коррективы в расписание работы школы еще до того, как заболели учителя.

Зал школьной столовой может вместить всех 52 учеников, однако, чтобы избежать тесного контакта, их разделили на четыре группы, которые поочередно идут на обед. Из-за этого большую перемену увеличили вдвое, она составляет 40 минут.

В каждом из корпусов есть санитайзеры и напоминание о Covid-19 и гигиене. Старшеклассники должны иметь с собой маски, хотя и не всегда их надевают. Учителя проходят обязательный температурный скрининг.

Вячеслав Пономарь рассказывает ученикам 8-го класса о эпохе Возрождения на уроке по всемирной историиАлександр Хоменко/hromadske

Первый урок в восьмом классе — всемирная история. Речь идет об искусстве эпохи Возрождения. Учитель рассказывает неспешно и лаконично, реагируя на комментарии и вопросы детей и в шутку комментируя их непоседливость. Постоянно меняет позу, то спокойно диктуя, то переходя на активную жестикуляцию. В определенный момент, ближе к концу урока, вообще начинается небольшой моноспектакль, и диктовка конспекта превращается в подобие художественного действа.

«Людям нужен эмоциональный контакт. Безэмоциональным представление материала они вообще плохо запоминают».

К вечеру Вячеслав садится готовить урок по истории Украины для одного из старших классов. Но вскоре мрачнеет.

«У нас по программе — казацкие восстания в Украине. Но как же я их дам, если мы еще даже возникновения казачества не учили?»

Даже те несколько недель, в течение которых школа была на карантине, сложно наверстать. И порой приходится давать ученикам по несколько тем за урок или оставлять определенную тему на самостоятельное изучение.

Чтобы поддержать выпускников школ, которые из-за весеннего карантина учились самостоятельно, Министерство образования в этом году снизило минимальный порог ВНО. Но даже несмотря на это выпускной тест не сдали от 5% до 13% абитуриентов, в зависимости от выбранного ими школьного предмета.

В прошлом году этот процент был от 9% до 21%. В то же время количество учеников, которые здали ВНО на максимальные 200 баллов по сравнению с 2019 годом выросла вдвое -— таких учеников насчитали 447.

Главной причиной большого количества высоких баллов на тестировании считают целенаправленную самостоятельную подготовку учащихся к конкретным предметам. Однако высокой самодисциплиной может похвастаться далеко не каждый школьник.

Этот материал был создан в рамках проекта Фонда Thomson Reuters «COVID-19 Hub по освещению пандемии и ее последствий в странах Восточного партнерства» при поддержке Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании