Они живут в Грузии больше ста лет – и никто про них не знает
“Мы – не азербайджанцы, это ошибка”. Лес когда—то кормил и защищал лайджев, а сейчас они остались без защитников
Материалjam-news
Эти люди живут в Грузии уже больше ста лет. Их осталось около ста пятидесяти. Говорят они на своем языке и именуют себя лайджами.
Народ под таким этнонимом нигде не засвидетельствован. Сначала их называли татарами, а после всеобщей переписи 1939 года стали причислять к азербайджанцам.
«Но сами мы не считаем себя азербайджанцами. Наш язык пока еще жив, хотя уже исчезает. Нас становится все меньше и меньше, скоро некому будет на нем говорить. Конечно, было бы хорошо официально зарегистрировать нашу этническую группу, но кто может этим заинтересоваться?» — примерно так можно суммировать разговоры, которые я вел с местными жителями, приехав сюда, в село Гомбори в регионе Кахети в Грузии.
Въезд в село Гомбори
Это село находится на Гомборском перевале, который соединяет Тбилиси с Кахети. До столицы отсюда примерно 55 километров.
Село расположено довольно высоко – 1,130 метров над уровнем моря, и его окружает густой лес. Именно лес стал определяющим фактором выбора этого места для первой группы лайджев, которая прибыла в Грузию из тогдашней Бакинской губернии. Их поселок там назывался Лахыдж, сегодня Исмаиллинский район Азербайджана.
Лес означал для переселенцев возможность укрыться от непогоды, добыть еду и самое главное – лес давал возможность заработка: деревья можно было превращать в древесный уголь и затем продавать.
Дорога из села, ведущая в лес
“Сначала приезжали только мужчины, — рассказывает житель села, старшина в отставке Айваз Джафаров. – Они занимались обжигом угля — древесный уголь в те времена широко применялся в кузнях и в плавильных печах. Но особой популярностью уголь пользовался в домашнем быту – его использовали, чтобы растопить самовары и чтобы жарить шашлыки.
Переселенцы первоначально селились по всему региону – там, где находили работу и кров. Обустроившись, стали привозить семьи. И в итоге ко времени второй мировой войны.лайджи окончательно сконцентрировались в селе Гомбори.
Автор видео-истории Гоча Хундадзе, JAMnews. Посуду лайджев, доставшуюся от предков, продемонстрировал Айваз Джафаров
“Почему уехали из Лахыджа? Чтобы ответить на вопрос, надо начать с 7 века. Это было время персидских правителей из династии Сасанидов и вот тогда наши предки переселились Лахыдж из Персии”, — рассказывает Айваз Джафаров.
“К 17 веку Лахыдж уже превратился в процветающий ремесленный центр. Там изготовляли холодное оружие и медную утварь. Торговля шла бойкая, люди жили зажиточно.
Так продолжалось до конца 19 века, когда появились машины и ручное изготовление изделий из меди резко сократилось. Началась безработица. К тому же были и частые беспорядки. И лайджы стали покидать поселение и искать новые места обитания. Часть из них направились в Грузию”.
Самый старый дом в селе, построенный примерно в 1910-е годы
Родители Айваза Джафарова приехали в Гомбори в 1930 годах, вместе с еще 20 семьями. Мужчины работали одной командой, жгли уголь, женщины занимались домашним хозяйством.
Хотя «домашнее хозяйство» было относительным понятием, так как жили они довольно долго просто в лесу в палатках из сена. И только накопив немного денег смогли присоединиться к сородичам в селе, построить свой небольшой дом и завести скот.
Типичный дом лайджев
«Когда началась вторая мировая война, всех мужчин забрали на фронт. Многие погибли. Не вернулся с войны и мой отец, я его никогда не видел — его призвали в 1942-ом, а я родился в 1943”, — рассказывает Айваз Джафаров.
“При выдаче метрики о рождении в сельсовете маму попросили предъявить документы на мужа, а у нее никаких документов не было. Грузинский она не знала и почти ничего не понимала. Вот и случился казус с моей фамилией.
— Как мальчика зовут? — спрашивают ее.
— Айваз, — отвечает она.
— А как отца зовут?
— Джафар.
— Значит, будет Айваз Джафаров”.
Так получили фамилии все лайджы, так как в традиции этноса тогда существовали только имена. Так появились распространеные сегодня среди них фамилии Исмаилов, Мамедов, Алиев и другие.
Кладбище села. Первое захоронение относится к 1936 г. Это была могила жены дяди Айваза Джафарова
К этой местности всегда проявляли интерес русские военные. Сразу после присоединения Грузии к Российской империи здесь стали размещаться воинские подразделения: в 1801 году прибыл артиллерийский, а потом стрелковый батальон. Русские офицеры привозили свои семьи и обустраивали село, которое они называли слободой.
К концу 19 века, то есть до переселения лайджев, население Гомбори составляли около 600 человек, практически все из них были русские.
Гомборская военная церковь, построенная в 1888 году. В советское время она была переделана в кинотеатр
В советское время здесь находилась крупная военная база с довольно развитой инфраструктурой, в ее составе находилась и ракетная бригада.
Многие лайджи-мужчины тогда поступили на постоянную военную службу, а женщины начали работать в госпитале и по хозяйственной части.
Численность лайджей постепенно возрастала и к 1989 году превысила 400 человек. Вроде бы, жизнь наладилась.
Но тут случился неожиданный поворот: развалился Советский Союз и военная база была ликвидирована. Русские военные со своими семьями уехали.
Здесь некогда жила семья русских
Увезти с собой в Россию все военное имущество было невозможно. Переправили ракеты и крупную технику, а грузовые автомобили то ли оставили, то ли продали местным жителям. И в Гобмори они до сих пор на ходу, используются в хозяйстве.
Грузовые автомашины советских времен
Не стало военной базы, не стало советского колхоза — и лайджи остались не у дел. Молодежь начала покидать село в поисках заработка.
«Сегодня в селе уже живут в основном пенсионеры. Тех лайджей, которые помнили традиции и обычаи наших предков, уже нет в живых”, — рассказывает 83-летняя жительница села Санам Бахрамова.
Санам Бахрамова
“Я родилась в Гомбори. Сначала сюда приехал мой дедушка и сжигал уголь в лесу. Дело у него не пошло. По уши залез в долги. Вызвал он из Лахыджа своего сына, моего будущего отца и отдал его заимодавцу бесплатно работать в качестве уплаты своего долга. А сам уехал неизвестно куда и никогда не вернулся, никаких вестей от него так никогда и не было.
Отца моего звали Бахрам. Он прожил долгую жизнь, скончался, когда ему почти исполнилось 102 года. Воевал в 1940-х и вернулся с фронта без единого ранения.
Но вскоре как он вернулся, заболела и умерла моя мать. Мы остались четверо детей. Отец привел вторую жену. Родились еще дети. Всего нас было 9 братьев и сестер.
Я закончила всего 2 класса, потом отец забрал меня из школы – надо было ухаживать за младшими детьми. Вот так и осталась без образования».
Санам Бахрамова проработала санитаркой в больнице 41 год. Живет она одна и с трудом справляется с нуждой. Свою маленькую пенсию она часто отдает своей единственной дочери.
Дочь Санам живет в пригороде Тбилиси, в поселке Лило. Она рано овдовела, на руках остались двое детей, один из которых нетрудоспособный, не может передвигаться. И все мысли Санам о том, как им помочь.
Сельская улица
В 1960 годы прошлого века в Гомбори переселили экологических мигрантов из Пшав-Хевсуретии, высокогорного региона на северо-востоке Грузии. И к 1964 году большинство населения Гомбори уже составляли грузины.
Лайджы говорят, что переняли много культурных и бытовых элементов у соседей-грузин.
«Бывает, и мы ходим в христианскую церковь. Вместе с грузинами справляем религиозные праздники, и грузины справляют с нами главный праздник мусульман Курбан-Байрам”, — говорит Шабаджи Пашаева, мать троих детей и бабушка шестерых внуков.
Она даже догнала меня, чтобы сказать, что по примеру грузин, лайджи отказались от брака между родственниками, хотя согласно исламу это допускается.
Шабаджи Пашаева
“Когда мы жили в Азербайджане – тогда следовали традициям той страны и избегали алкогольных напитков и не ели свинину. В Грузии же таких запретов у нас нет и мы более свободны в кулинарии.
Чаще всего у семьи на обед приготовленный различными способами рис и мясо — баранина, говядина и свинина. Да, да, свинина, я не оговорилась. Почти все лайджы едят её. Еще у нас популярные лепешки с сахаром и суп из кислого молока с зеленью”.
Ханума Джафарова считается в селе лучшим кулинаром
“В Гомбори было две школы: грузинская и русская. Лайджы сами решали, в какую из них отдавать детей. Я закончила русскую школу, а мои внуки ходят в грузинскую”, — рассказывает Шабаджи Пашаева.
Вообще, лайджи легко говорят на четырех языках.
“С грузинами говорим на грузинском. Хорошо знаем русский, хотя общаться на нем приходится не часто. Разве что с моим соседом — он единственный русский в селе”, — говорит Шабаджи Пашаева.
Единственный русский житель села
“На азербайджанском мы разговариваем с татами, которые тоже живут в нашем селе. Таты – это потомки древнеиранского народа, которые осели в селе Гомбори тогда же, когда и лайджы. Только приехали они не из Лахыджа, а из “иранского Азербайджана”. Сейчас их примерно столько, сколько и нас, и их тоже записали как азербайджанцев. Но они и татским языком уже не владеют”.
И наконец, дома и между собой лайджы говорят чаще всего на своем языке.
“Писать на языке лайджев невозможно, своей письменности у нас никогда не было, — рассказывает Шабаджи Пашаева. — Среднее и старшее поколения лайджский знаем хорошо. Учим и детей, но молодежь уже стесняется на нем разговаривать не только дома, но и с односельчанами-лайджами. А я так хочу, чтобы мы не утратили язык наших предков».
Ученик второго класса Элвин Пашаев хорошо говорит на грузинском и азербайджанском. А вот на лайджском – не может, хотя все понимает
Лайджы по вероисповеданию мусульмане – шииты.
С установлением независимости и обретением религиозной свободы в Грузии, в одном из домов села они общими усилиями обустроили молельню, которую называют мечетью. Там мусульманские жители Гомбори молятся, справляют ритуалы, отмечают религиозные праздники.
Дом, в котором открыта мусульманская молельня
Согласно переписи 2014 года, в селе Гомбори проживает 304 условных «азербайджанца». Одна половина из них лайджы, а вторая- таты. По сравнению с 1989 годом, количество мусульманского населения села сократилось более, чем вдвое.
Лайджы уезжают на жительство за границу, в разные края Грузии, поэтому установить их точное число не представляется возможным.
Покидают село они, в основном, из-за социально-экономического фактора. Местность, куда более 100 лет назад они приехали чтобы заработать и выжить, сейчас стала для них малопригодной. Рубить деревья в лесу запрещается, уголь уже не жгут, воинской части, где они были трудоустроены, и в помине нет.
Остается лишь одно – ходить в лес и собирать для продажи ягоды, дикие фрукты, грибы.
Этим делом занимаются молодые семейные мужчины.
Ваид Пашаев, отец двоих детей
Ну, а их жены продают дары леса на проезжей дороге.
Торговля черемшой на трассе Тбилиси-Телави
- Поделиться: