«Отличительная черта Приднестровского конфликта: на уровне простых людей проблемы доверия к друг другу не стоит».

Владислав Кульминский, исполнительный директор института стратегических инициатив

Жители непризнанной Приднестровской молдавской республики в эти выходные выбрали президента. Им стал председатель Верховного совета непризнанной республики и лидер партии «Обновление» Вадим Красносельский. Действующего президента Евгения Шевчука он обошел с трехкратным перевесом. О том, что значат эти выборы не только для непризнанной Приднестровской республики, но и всей Молдовы в целом поговорим с исполнительным директором института стратегических инициатив Владиславом Кульминским.

Ни один из тех, кто участвовал в Приднестровский выборах не был проевропейским политиком, все они так или иначе пророссийские. Почему выбор пал на Красносельского? И Каковы ваши прогнозы на его президентство?

Выбор жителей Приднестровья сводился к внутриполитической и внутриэкономической ситуации. Там голосовали не за проевропейского или пророссийского кандидата, а за кандидата, который мог бы вытащить экономику региона из того глубокого кризиса, в который она попала по итогам предыдущего правления. Открыть рабочие места, выплачивать без задержки пенсии и зарплаты госслужащим (большинство жителей региона – это госслужащие). Предыдущий руководитель региона эти зарплаты сократил на 30% на одном этапе. Все просто голосовали, чтобы положение дел в экономической области улучшилось. Но и собственно говоря народу надоела прошлая власть, а с господином Красносельским были связаны намного большие ожидания, чем с Шевчуком.

После этого Приднестровский регион так и остается непризнанным и оторванным от Молдовы регионом, или все-таки нас ждут какие-то изменения? Потому что Игорь Додон становится президентом, теперь новый президент у региона.

Такого рода подвижек ждать не приходится. Чтобы были подвижки нужен консенсус с внешними игроками, внешними участниками урегулирования. Такого консенсуса пока нет, и ждать, что он появится в ближайшей перспективе не приходится. Второе для этого нужны определенные внутренние предпосылки, которые нужно выстраивать. Нужны диалоговые механизмы, нужен определенный уровень доверия, для того чтобы вести речь о подвижках, но ничего этого на данном этапе нет. Даже не смотря на приход пророссийского Игоря Додона, каких-то подвижек ему в этом добиться не удастся. У нас есть опыт 2001 года, когда к власти пришла партия коммунистов. В 2001 году партия коммунистов была самой пророссийской на свете, они пришли на волне огромной поддержки и обещали урегулировать конфликт за 3 месяца. Вот так и сказали: «Поскольку у нас с Приднестровьем никаких противоречий нет, то мы за 3 месяца урегулируем этот конфликт». Но дело дошло чуть ли не до вооруженного противостояния, буквально через 5 лет, когда перессорились со всеми. Понятно было, что урегулировать этот конфликт путем прямых переговоров с Приднестровьем или Россией не получится. Нужна международная поддержка. Потом решили формат этих переговоров интернационализировать. Я думаю, что из этих всех уроков Додон вынесет соответствующие выводы, но с другой стороны он может создать какой внешнеполитический консенсус между США, ЕС, Россией и Украиной.

Как вы думаете избранный президент продолжит риторику своего предшественника? Как известно, Игорь Шевчук выступал с заявлениями о присоединении к России.

Конечно, ведь это вопрос политический и вопрос поддержки. Ведь не секрет, что в регионе большинство населения пророссийское. Да и другого варианта действия у них нет. Регион очень зависит от поддержки России. И в плане экономического развития, выплат зарплат, пенсий, бюджетной поддержки, потому других вариантов там не существует на данном этапе.

Уже может были какие-то заявления со стороны российского руководства? Они признали выборы? Может что-то уже пообещали республике?

Насчет признаний вопрос не стоит. Признавать никто никого не будет это базовый геополитический факт. Признавать никто никого не будет, потому что это не выгодно никому из игроков. Это не выгодно России, США, Евросоюзу. Что касается участия Российской федерации в этих выборах, то в этот раз они не оказывали ярой поддержки ни одному из кандидатов. Они, наверное, вынесли опыт с предыдущих выборов 2011 года, когда была оказана серьезная поддержка одному из кандидатов, который проиграл. В этот раз такого не было, и Россия просто следила, чтобы выборы прошли тихо и мирно, чтобы не было масштабных потрясений в регионе, и проигравшие приняли результаты выборов. Тот факт, что Шевчук мирно принял свое поражение со спокойствием в этом большую роль сыграла Россия.

— Вы уже сказали, что этот Красносельский победил на экономических ожиданиях жителей Приднестровья. Вот они ждут что он каким-то образом исправит экономическую ситуацию, как вы считаете ему это удастся? Даст людям зарплаты, пенсии, деньги в карман.

Проигравших не пинают, но тем не менее предыдущий лидер пытался взять под свой контроль ключевые отрасли экономики и главные финансовые потоки. Поэтому при таком подходе ситуация неминуемо ухудшалась. В принципе она сейчас находится в таком виде, что дальше возможно только ухудшение. В экономическом смысле в Приднестровье достигли некоего дна, и дальше возможно только движение вверх. Но я думаю, что некоторые прогностические шаги можно сделать. В Приднестровье ситуация необычная 60%70% экспорта идет в Европейский Союз. Экономику и геополитическое положение не выбирают, потому в этом плане, в плане экономического развития придется быть максимально открытыми и такие возможности есть. Кишинёву тоже стоило бы максимально содействовать тому, чтобы в Приднестровье уровень экономического развития начал расти и максимально содействовать в вовлечения приднестровского бизнеса в те же Европейские рынки, в Молдавские рынки. Отличительная черта Приднестровского конфликта: на уровне простых людей проблемы доверия к друг другу не стоит. Этнический состав населения по обе стороны очень схож, но проблема отсутствия доверия на уровне политических элит очень высокая. В Молдове тоже любят отбирать и делить бизнес, поэтому Приднестровью участвовать в такого рода раскладах, когда вероятность того, что бизнес могут отобрать и переделить не интересно. Вопрос доверия в этом смысле стоит. Но на уровне граждан такого не существует, ненависти и в помине нет.