Президент Украины Владимир Зеленский 9 июня подал в Верховную Раду как неотложный законопроект о всеукраинском референдуме. На фото — Зеленский на заседании Рады, 31 марта 2020 года
Фото:

EPA-EFE/STR/POOL

Кандидат в президенты Владимир Зеленский обещал, что первым его законопроектом станет проект о "народовластии". Через год он подал его в парламент — законопроект «О народовластии через всеукраинский референдум». С возможностью голосовать онлайн. Почти накануне местных выборов, которые, возможно, придется проводить в условиях карантина.

Почему Украина не имеет закона о референдуме, ведь всеукраинский референдум уже проводился (16 апреля 2000 года по поводу реформы системы государственного управления)? Потому что в апреле 2018 года Конституционный суд его отменил. Возглавлял КС тогда Станислав Шевчук. В разговоре с hromadske он напомнил, что такое решение приняли из-за нарушения процедуры во время принятия закона, а также из-за положений, которые нарушали Конституцию.

Но после отмены возник пробел, потому что должен быть закон, регулирующий вопрос референдума. «Это очень важный аспект для народовластия. При этом есть процедуры, уже предусмотренные Конституцией, — внесение изменений в I, III и XIII разделы предусматривает обязательный референдум — и получается так, что без закона о референдуме невозможно изменить Конституцию», — отметил Шевчук.

Поданный президентом законопроект давно разрабатывалось экспертным сообществом. Как рассказывает сопредседатель Совета Коалиции «Реанимационный Пакет Реформ» (РПР), руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, которая входила в рабочую группу, нынешний законопроект не нарушает конституцию. В отличие от предыдущего, отмечает эксперт, которая в 2018 году подавала представление в КС с требованием отменить предыдущий закон о референдуме.

Означает ли закон о референдуме подлинное народовластие? Нет, ведь обязательность решения референдума определяется вопросом, за который голосовали люди. Например, если на референдуме рассмотрят отмену какого-либо закона, и население поддержит это — указанный закон автоматически потеряет силу, и для этого не понадобится решение какого-либо органа государственной власти. Но, например, если на голосование поставят вопрос, который надо будет потом утверждать в парламенте, результат будет иметь консультативное значение. "В законопроекте прописано, что орган обязан реализовать результаты референдума» Но что делать, если это будет вопрос, ведь любой вопрос — это еще не решение. К примеру, будет такой вопрос: «Можно ли продавать землю иностранцам?». И на него будет два варианта ответа: «Да» или «Нет». Как выполнить результат? Никак. Далее должно быть решение парламента, который соответствующим образом внесет изменения в земельное законодательство или примет новое», — говорит Кириченко. Не наберется голосов в Раде — и ничего не будет. Механизма, который заставил бы депутатов воплотить в закон тот ответ, который дало большинство на референдуме, не существует.

Предыдущий закон Украины о референдуме в 2018 году Конституционный суд признал неконституционным. На фото - заседание КСУ, 11 июня 2019 года
Фото:

EPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

Есть ли опасность в этом законе

Сразу после появления законопроекта начали говорить о его угрозах. Например, лидер партии «Голос» Святослав Вакарчук считает, что нынешние условия в Украине могут привести к «манипуляции общественным мнением». «В современных условиях воспользуются этим не граждане, а те, у кого в руках сосредоточены деньги и медиа. Олигархи или российские агенты. Для чего президент дает им в руки такое опасное оружие?», — спрашивает Вакарчук.

Юлия Кириченко подтверждает, что даже среди специалистов есть мнение, что не надо спешить с принятием такого закона, потому его могут использовать «негосударственные силы» или Россия. Сама она уверена, что этот документ является позитивом для демократии в Украине, но нужно иметь предохранители для предотвращения ущерба государству.

Политолог Владимир Фесенко почти уверен в том, что этим законом будут пытаться воспользоваться различные политические силы, прежде всего, положением об отмене действующих законов. Он видит две наиболее очевидные «цели» — языковой закон и закон о рынке земли. «Подобных инициатив я ожидаю, потому что их могут инициировать конкретные политические силы. Относительно рынка земли с большой вероятностью та же Юлия Владимировна (Тимошенко — ред.) почти наверняка сразу это инициирует», — говорит политолог.

Именно поэтому, по информации Фесенко, некоторые влиятельные депутаты от «Слуги Народа» предлагают, чтобы норма об отмене действующих законов работала не сразу. Также он соглашается с Кириченко, что закон должен иметь предохранители.

В частности вопрос, вынесенный на референдум, не должен противоречить Конституции и нормам международного права, не может быть направлен на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности и тому подобное.

По мнению экспертов, законом могут в своих целях воспользоваться различные политические силы, в частности, чтобы отменить действующие языковой закон и закон о рынке земли. На фото - акция протеста возле Рады против снятия моратория на продажу земли, Киев, 6 февраля 2020 года
Фото:

EPA-EFE/SERGEY DOLZHENKO

Будут ли спрашивать у Донбасса

Президента и новую власть могут заподозрить в том, что настоящая цель законопроекта — получить козыри в переговорах по Донбассу, поскольку война до сих пор является одной из самых болезненных тем в стране. Первый президент Украины Леонид Кравчук, например, уже заявил, что прежде всего на референдуме необходимо решить вопрос «о войне и мире». Сам Зеленский не прекращает активных попыток договориться с Москвой. Согласно опросу группы «Рейтинг», 49% украинцев считают, что Зеленский за год президентства неудовлетворительно или ужасно справился с задачей прекратить войну на Донбассе.

Владимир Фесенко предостерегает, вынесение таких вопросов на референдум может привести к расколу. «Здесь есть проблема, потому что, согласно данным социологов, может возникнуть раскол, поскольку мнения примерно 50 на 50», — говорит он. Он считает, что это скорее выполнение обещания. «Здесь, скорее, психологический момент: пацан сказал — пацан сделал. Здесь и актер сработал, он такой человек, не типичный политик», — говорит эксперт.

Также он объяснил, почему целью этого законопроекта не может быть желание закрепить в Конституции особый статус Донбасса. Законодательство четко указывает — референдум не может заменять парламентские процедуры, а предоставление автономии/особого статуса регионам является компетенцией Верховной Рады.

Политолог допускает теоретическую возможность, что власть захочет провести референдум относительно переговоров по Донбассу, на котором, например, она могла бы получить "мандат" на прямые переговоры с "Л/ДНР", чтобы апеллировать мнением большинства перед теми, кто не согласен. Однако, вероятно, этот вопрос на референдум будут пытаться вынести другие политические игроки.

Вынесение вопросов «о войне и мире» на Донбассе на референдум может привести к расколу в обществе. На фото - местные жители переходят восстановленный после обстрелов мост через реку Северский Донец на КПВВ «Станица Луганская» в Луганской области, 29 октября 2019 года
Фото:

EPA-EFE/VLAD STASOV

Референдум онлайн

Законопроект Зеленского предусматривает возможность электронного голосования на референдуме. Но пока это только декларация о намерении, поскольку оно не появится, пока не будет принят отдельный закон о е-голосовании и не будет создана специальная система (автоматизированная информационно-аналитическая система по обеспечению электронного голосования — ред.).

Авторы документа отмечают в пояснительной записке, что изучали зарубежный опыт такого вида голосования. Он как положительный, так и отрицательный. «Самое сложное здесь технически обеспечить защиту персональных данных избирателей и уберечь системы для электронных голосований от несанкционированных вмешательств», — говорится в документе.

Юлия Кириченко говорит, что пока эти нормы "мертвы" и возможный будущий референдум состоится по стандартной письменной процедуре. Сама она уверена, что в Украине электронное голосование не актуально. "Во-первых, государственные органы не дали ответа на вопрос, как обеспечить секретность голосования. И второе, Украина технически не готова к этому, и не готова часть электората, который не имеет доступа к электронным ресурсам», — объясняет она.

Владимир Фесенко соглашается, что электронное голосование — далекая перспектива. В то же время политолог рассказал, что, некоторые депутаты из правящей фракции, говорили, что есть идея уже на местных выборах провести эксперимент, но не в официальном голосовании, а сделать что-то вроде параллельного голосования. Для тренировки.

Поделиться: