«Охота на адвокатов»: обыски и задержания защитников крымских политзаключенных

«Охота на адвокатов»: обыски и задержания защитников крымских политзаключенных

Последние два дня в оккупированном Крыму российские силовики начали неприкрытую кампанию по преследованию адвокатов. Причем именно против тех, кто берется за «проблемные» дела - политических заключенных, журналистов, проукраинских активистов и членов Меджлиса.

Задержание или похищение?

25 января, в центре Симферополя - на улице Серова шестеро сотрудников ФСБ подошли к российскому адвокату Николаю Полозову и фактически заставили его поехать с ними в главное управлениеФСБ на бульваре Франко. Полозов как раз направлялся в суд к своему подзащитному Ахтему Чийгозу. Он успел сообщить знакомым, что среди тех, кто задерживал, были следователь ФСБ с фамилией Скрипка и бывший работник СБУ, который дезертировал в ряды ФСБ, Шевченко.

Это была не первая попытка давления именно этих силовиков на Полозова. Ведь следователь Скрипка, который ведет дело и другого подзащитного Николая Полозова, заместителя председателя Меджлиса Ильми Умерова, уже пытался устранить из процесса «неудобного» защитника, требуя через суд разрешения допросить адвоката в качестве свидетеля по делу его же клиента. Это запрещено законами России, и суд не позволил этого.

Но на этот раз Скрипка, Шевченко и другие решили взять инициативу в свои руки. Пока дежурный ФСБ не пускал к задержанному Полозову других адвокатов, они пытались задать ему вопросы как свидетелю по делу Умерова. Даже если бы он официально отказался свидетельствовать, но пообщался с ними, это сделало бы невозможным дальнейшую защиту Ильми Умерова. Однако, защитник выдержал давление, показаний не давал, и через несколько часов его отпустили.

Спецоперация против адвокатов

На следующее утро крымские силовики пришли с обыском в дом бахчисарайца Сейрана Салиева. Искали причастность к ИГИЛ и Хизб ут-Тахрир. Пока под домом собирались неравнодушные люди, из Симферополя на помощь к Сейрану выехали крымские адвокаты Эмиль Курбединов и Эдем Семедляев. Впрочем, по дороге их остановил патруль ДПС. Как выяснилось, не случайно.

Вооруженные силовики в масках, которые уже ждали адвокатов задержали Эмиля Курбединова. Представлялись сотрудниками Центра противодействия экстремизму - ЦПЭ или Центр «Э». Его повезли в Симферополь, начали обыски в офисе адвокатов и дома у Эмиля.

Кстати, к обыску квартиры Курбединова присоединилась и ФСБ, хотя по официальной «легенде» им якобы займаетсья другое ведомство - Центр «Э». К дому показательно подогнали КАМАЗ-автозак.

Адвоката Эмиля Курбединова признали виновным в правонарушении по ст. 20.3 КоАП за публикацию в соцсетях 2013 года - видео с митинга Хизб ут-Тахрир в Крыму. Несмотря на то, что его адвокат просил ограничиться штрафом, ему присудили наказание в виде 10 суток ареста.

Во время судебного заседания Курбединов вину признал частично:
«Вину признаю частично. Я действительно допускаю, что мной была размещена эта запись в социальной сети. Тогда, в далёком 2013 году, в Симферополе проходило много митингов Хизб ут-Тахрир, и я мог разместить видео и фотоматериалы. Но ни о какой пропаганде речь НЕ идёт. Тогда Хизб ут-Тахрир не была запрещена в Крыму, действовала легально. Я разместил и забыл об этом. Если бы сотрудники ЦПЭ сообщили мне, что эта запись нарушает закон, то я сразу бы удалил ее. Какого-то умысла не было. Я просто забыл о записи», - заявил Курбединов.

По этой же статье бахчисарайцу Сейрану Салиеву дали 12 суток ареста.

Правозащитники называют это «ретроспективным правосудием» - когда Россия судить людей за то, что они сделали, не будучи русскими, на территории, которая не была Россией и эти действия не были нарушением тогда.

По мнению Николая Полозова, можно говорить о начале целенаправленной и нескрываемой анти-адвокатской кампании в Крыму.

«Российская власть избрала новую тактику. Теперь это не только преследование политических активистов, а прежде всего, удар по их защитникам. Вчерашнее мое похищение сотрудниками ФСБ и попытка допроса, сегодняшние обыски у адвоката Эмиля Курбединова - свидетельствуют о том, что ожидается новая волна репрессий. И российские власти ставит целью зачистить защитников, которые защищают людей в этих уголовных делах. Я не исключаю, что в отношении Эмиля может быть возбуждено уголовное дело», - говорит юрист.

Месть и запугивание?

Чтобы понять, насколько мешает российской силовой и судебной системе кучка адвокатов, которых можно буквально пересчитать по пальцам, отметим, какими делами они занимались и занимаются. Именно Полозов вел дело Надежды Савченко и защищает двух преследуемых Москвой заместителей председателя меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза. В их делах, несмотря на все попытки следователей, несмотря на использование карательной психиатрии и «тайных свидетелей» - не хватает настоящих доказательств вины подзащитных.

Более того, в начале недели именно Николай Полозов выступил на Парламентской асамблеии Совета Европы вместе с крымскими правозащитниками и озвучил факты произвола российских силовиков в Крыму. Среди прочего говорил и о давлении на адвокатов.

Эмиль Курбединов, иногда вместе с Эдемом Семедляевим, ведет деламногих крымских мусульман, которых ФСБ объявила членами Хизб ут-Тахрир и обвиняет в терроризме и попытке захвата власти в России.

На недавней пресс-конференции в Киеве дело о «севастопольской группе Хизб ут-Тахрир» Курбединов назвал провалом ФСБ: «Как вы знаете, Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил четырех парней до 5 лет лишения свободы, а Зейтулаева - до 7 лет (ФСБ требовала 15 и 17 лет - ред.) Такое решение, такой приговор он сильно ударил по авторитету ФСБ, в том числе и службы, которая была в Севастополе. Это была пощечина».

Более того - именно Курбединов, когда взялся за еще одно дело, обнаружил ложь и подтасовка улик со стороны ФСБ. Речь о деле Редвана Сулейманова, которого летом ФСБ объявила сообщником Евгения Панова и Андрея Захтея, якобы украинских диверсантов. И даже обнародовала видеопризнание Сулейманова в этом. В конце года Эмиль Курбединов сообщил, что в материалах этого дела - никакой связи с Пановым и Захтеем, ни диверсионной деятельности. То есть, ФСБ солгала.

Адвокаты стали не просто юридическим препятствием для следователей, но и морально унизили ФСБшников. Поэтому за них усиленно взялись. Пытаясь, как на охоте, убить сразу двух зайцев - и отомстить, и лишить политзаключенных защиты.