Падение рейтинга Единой России не поменяет распределение власти в России – эксперт
Андрей Колесников, руководитель программы Московского центра Карнеги
Андрей Колесников, руководитель программы Московского центра Карнеги
Что нужно знать:
18 сентября в России пройдут выборы в Государственную Думу.
1 сентября Левада-центр опубликовали данные опроса, проведенного в августе. Согласно этим данным рейтинг партии «Единая Россия» во главе с Дмитрием Медведевым снизился с 39% до 31% среди всех опрошенных, а среди тех, кто уже определился с 57% до 50%. Личный рейтинг Медведева упал с 55% до 48%. Рейтинг Путина остался – 82%.
По данным опроса на сегодня в Госдуму проходят 4 партии: Единая Россия (Дмитрий Медведев), КПРФ (Коммунистическая партия, Геннадий Зюганов), ЛДПР (партия Жириновского) и Справедливая Россия (Сергей Миронов)
Андрей Колесников:
Беспокоиться стоит, но на этом этапе это ничего не меняется в политической системе РФ потому, что действительно проходят 4 партии и та же самая комбинация из 4 фракций будет представлена в государственной думе. Они также будут блистательным образом контролироваться администрацией президента. Мне представляется, что там даже не будет 3 ярко выраженных оппозиционных депутатов. Вот эта наша надежда на то, что одномандатнники будут менее дисциплинированными, мне кажется нас оставляет.
Единая Россия, безусловно, является символом власти и здесь в некотором смысле парадоксальная ситуация: на первый взгляд рейтинг Единой России действительно падает, потому что люди не довольны экономической, социальной ситуацией в стране. С другой стороны, за Единую Россию все равно будут голосовать потому, что в глазах людей - это не партия, это какая-то часть правительства. А правительство – это другое имя власти, это государственный орган. И по сути только государственный орган может накормить, дать пенсию, поделиться какими-то льготами. В смысле рационального поведения избирателей - голосовать за власть, а не какую-то там оппозицию. Потери Единой России перераспределяются между либо партиями-спойлерами, мелкими, социального направления, мало кому известными, либо между тремя партиями, которые были и будут в парламенте. Судя по этому опросу главным бенефициаром этого падения стала партия Справедливая Россия, которая представляет собой альтернативу тем же самым коммунистам.
Здесь еще один есть очень важный на мой взгляд момент: это никакие конечно же не партии. Все 4 партии, представленные в парламенте – это одна-единственная партия, в терминах Советского Союза – друг политической системы. Это обман избирателей. Когда избиратель голосует за коммунистов, желая выразить протестные настроения, он не понимает, что голосует за политическую систему, сложившуюся в России, за того же Путина. То есть этот голос все равно уходит Путину. Система остается незыблемой, устойчивой, ничего в ней не меняется. На этом этапе все нормально, дальше, безусловно, будет сложнее. Сейчас смысл нынешнего этапа –спокойно, легитимно пройти период от 2016 до 2017 года, до следующих президентских выборов, а вот дальше как этот парламент будет работать насколько он будет адекватен задачам того же самого Путина, которого, как я думаю, выберут на выборах в 2017 году – это очень большой вопрос.
Проблема в том, что люди после присоединения Крыма не готовы выступать против власти. У людей отдельно экономические проблемы, отдельно политика. Пропутинское большинство действительно поддержало присоединение Крыма, эти 80% - это реальная цифра. Когда мы говорим о 80% Путина – это рейтинг одобрения деятельности, это неэлекторалный рейтинг – электоральный ниже. Это достаточно пассивная поддержка, но это поддержка.
Во-первых, люди боятся. Любая уличная активность невозможна после того, как были подавлены протесты 2011-2012 годов с уголовными делами. Люди боятся, что за ними следят, боятся, что станет заметно, что они голосовали за кого-то другого. Это одна мотивация. Другая мотивация – люди прекрасно знают, что этот режим не даст оппозиции быть представленной в парламенте, а какой смысл голосовать за тех, кого не будет во власти. Лучше проголосовать за тех, кто будет властью и надеяться на какие-то бенефисы, на какие-то дополнительные зарплатные условия. Это рациональное поведение избирателей.
Да, безусловно, есть протестно настроенные люди. Но, как правило, это люди без взглядов. Это люди, которые не являются лояльной ядерной аудиторией там допустим партии «Парнас» или партии «Яблоко». Они принимают достаточно случайные решения, иногда в последний момент, прямо на избирательном участке. В их представлении коммунисты или Справедливая Россия – оппозиция. Они могут не разделять взглядов коммунистов, но это такой способ с помощью графы голосования против всех, тем самым проголосовать против Единой России, а значит и против верховной власти. Эта схема очень удобна для устойчивости нынешней конструкции политической системы.
У нас глухая власть и слабовидящие избиратели. Избирателю даже уже не нужно ничего обещать. Степень пассивности восприятия действительности чрезвычайно высока от части из-за кризиса, от части из-за пресловутого становления чувств великой державы, которую граждане кушают как в анекдоте. Нет никакой битвы холодильника и телевизора – это все чепуха. Потому что телевизор встроен в холодильник, это одно и то же. Люди разделяют свои экономические проблемы и политические лишения, которые они активно поддерживают, а в экономических проблемах оказываются виноваты кто-угодно только не Путин. Это может быть Обама, Порошенко – кто-угодно, только не наш верховный главнокомандующий. Поэтому здесь эта пассивность позволяет этому режиму существовать на самом деле сколько-угодно долго. И большие споры в экспертном сообществе о том, сколько будет терпеть народ этот кризис, многие считают, что все-таки социальных протестов становится больше, и они рано или поздно конвертируются в политические. Я так не считаю. Я считаю, что, во-первых, эти социальные протесты легко или подавить, или решить проблемы которые возникают. Пока конвертация в политические протесты невозможна, тем более массово, потому что нет единого лидера, нет единой платформы, нет единого представления у людей, чего же они хотят и почему бы не стать им удовлетворенными Путиным. Так что вот это вот равновесие, ситуация плохого равновесия - она может длиться очень долго
Путин в России – это надолго, по крайней мере, человек пойдет на следующий срок. Дальше есть много нюансов и о них можно говорить отдельно: становиться ли он хромоуткой с самого начала своего срока, возможен ли дворцовый переворот. Сначала - невозможен, дальше нужно смотреть, каков может быть транзит от этой власти к какой-то другой власти. Здесь масса неясных вопросов с не менее неясными вопросами о них.
«Громадское на русском» 3 сентября 2016 года
Ведущий: Алексей Тарасов
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!
http://ru.hromadske.ua/
В твиттере: @HromadskeRU
В фейсбуке: http://goo.gl/GIxU3n
В контакте: https://vk.com/public84773191
Смотрите лучшие материалы на YouTube: http://goo.gl/ijGfWH
- Поделиться: