Пандус «Сделай сам», или Как люди с инвалидностью меняют инфраструктуру городов

Николаю Миронову не удается подняться на пандус, расположенный у входа в Институт экономических исследований
Николаю Миронову не удается подняться на пандус, расположенный у входа в Институт экономических исследованийКатерина Александр/ZdG

Они планируют свои походы за несколько часов, выбирают жилье в доступных зонах и не могут пользоваться общественным транспортом с высоким кузовом. Это лишь несколько ситуаций, в которых люди с инвалидностью в Молдове пытаются справиться с тем, что зачастую госучреждения, транспорт и дороги для них не приспособлены. И все же, они ходят на работу, ездят в город и добиваются изменений, чтобы сделать инфраструктуру населенных пунктов страны доступной для них.

В 2010 году Республика Молдова ратифицировала Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью и пообещала до 2022 года обеспечить доступ инфраструктуры, транспорта и коммуникаций лицам с инвалидностью. И хотя активисты Альянса организаций для людей с инвалидностью (AOPD) и правозащитники признают, что сейчас ситуация лучше, чем 10-15 лет назад, все же для тех, кто хочет вести активную социальную жизнь, препятствий по-прежнему немало в прямом смысле этого слова.

Инициативная группа в Хынчештах

Николай Миронов живет и работает в Кишиневе. Несмотря на физические ограничения, из-за которых он прикован к инвалидной коляске, Николай ведет активный образ жизни. Он научился планировать свои поездки в город, чтобы все успеть. Так, за час до выхода он проверяет на карте доступность учреждений или заведений и выбирает маршрут таким образом, чтобы не столкнуться по дороге с высокими бордюрами, недоступными пандусами или потрескавшимися дорогами.

Николай родился в городе Хынчештах, расположенном в центре страны, в 30 км от столицы. Он участвовал в нескольких тренингах общественной ассоциации «Мотивация», члена AOPD, и поставил цель сделать родной город доступным для таких же, как он сам. Так в Хынчештах появилась инициативная группа. Активисты писали запросы в государственные учреждения и требовали переоборудовать здания и тротуары под нужды людей с инвалидностью. Вскоре к ним даже обратились за помощью: когда районный совет решил переделать свой пандус, сотрудники попросили совета у Николая. Активист гордится, что поспособствовал строительству одного из самых современных и доступных пандусов в городе.

Николай Миронов у подземного перехода, где расположен непригодный пандусКатерина Александр/ZdG

Новые стандарты

Ассоциация AOPD включает 41 неправительственную организацию. Их общая цель — улучшить качество жизни людей с инвалидностью. Помимо тренингов и публичных консультаций, AOPD подает запросы в госучреждения и помогает им составлять нормативно-правовые акты, дает властям рекомендации, как оборудовать помещения, а также инициирует судебные разбирательства, чтобы побудить некоторые учреждения создавать условия для людей с инвалидностью. «Нам удалось улучшить практические кодексы и стандарты строительства, которые предусматривают создание доступных условий»‎, — говорит Галина Климова, исполнительный директор AOPD.

В Министерстве экономики и инфраструктуры (МЭИ) были составлены новые нормы проектирования городской местности, зданий и офисов, жилых блоков и государственных учреждений. По данным МЭИ, в 2018-2019 годах аттестацию прошли 1047 специалистов в сфере строительства, которые должны следить за соблюдением технических норм и стандартов доступности для лиц с инвалидностью. И все же, пока не редкость, когда люди на инвалидной коляске могут въехать только на первый этаж учреждений, поскольку там нет лифта, двери слишком узкие, а пороги — высокие.

Юлиана показывает, как она поднимается на первый этаж с помощью подъемного пандуса, который соорудил ее отецКатерина Александр/ZdG

Импровизированный пандус

Если государственные учреждения обязывают создавать доступные условия, то в жилых зданиях старого типа это практически невозможно из-за их конструкции.

Юлиана Табакарь как-то попыталась снять квартиру в доме, подъезд которого был бы оборудован для инвалидной коляски. Но оказалось, что стоимость аренды в жилых блоках нового типа, где можно рассчитывать на наличие пандуса, выше (в новом аренда однокомнатной квартиры обходится 200 евро, а в старом — 120-150 евро). Но Юлиана была вынуждена экономить. Пандус в доме, где она нашла квартиру, оказался крутым и без перил. Но выход нашелся. Отец девушки соорудил площадку с механизмом для подъема коляски с задней стороны здания. С его помощью Юлиана поднимается на первый этаж, а потом — на свой этаж на лифте. Она говорит, что сейчас все обстоит лучше, чем 10-15 лет назад. Например, в торговых центрах и супермаркетах люди в инвалидных колясках уже могут передвигаться без труда. Помещения оснащены пандусами, лифтами и эскалаторами.

«Когда мне было 18-20 лет, я не могла войти в магазин и самостоятельно выбрать продукты, которые хотела. Сейчас я очень рада, что у меня есть такая возможность. Я рада, когда вижу хороший пандус для свободного входа в помещение»‎, — отмечает она.

Станислав на троллейбусной остановкеКатерина Александр/ZdG

Помогать и подталкивать

Станислав Пивоварчук живет в Кишиневе. У него нарушен опорно-двигательный аппарат, и хотя он передвигается без коляски, делает это с трудом. Но он уверен, что ему повезло, ведь дорога от дома до работы проходит по центральному бульвару Кишинева, который недавно отремонтировали с учетом потребностей лиц с инвалидностью. «Бордюры там не такие высокие. А в других районах — катастрофа. Асфальт потрескался, везде ямы, а на тротуарах, когда идет дождь, грязно и скользко»‎, — говорит Станислав.

Транспорт для него также остается головной болью. Чтобы избежать толкотни в час пик, он вынужден раньше уходить с работы. Станислав ездит только на новых троллейбусах и автобусах, а на старые даже не смотрит. «Ступеньки там высокие, это сложно, — поясняет он. — А новые троллейбусы и автобусы очень узкие. В час пик очень тяжело передвигаться. Из-за проблем с левой ногой мне очень тяжело садиться. Кто-то должен мне помогать и подталкивать сзади»‎.

Станислав в новом троллейбусеКатерина Александр/ZdG

Елена Чернэуцану, главный консультант в офисе Народного адвоката (омбудсмен, — ред.), считает, что коммуникация властей и гражданского общества может привести к хорошим результатам. Хотя чиновники часто говорят о дороговизне проектов по реконструкции. «Когда здания перестраиваются, это не всегда подразумевает большие расходы, — уверена Елена Чернэуцану. — Важно обязать строительные компании вводить в эксплуатацию здания по новым стандартам, чтобы человек с инвалидностью мог ими пользоваться».

По данным Национального бюро статистики, в 2018 году лица с инвалидностью составляли около 7% населения Молдовы. В среднем в 2018 году на 10 тысяч жителей старше 18 лет приходилось 40 взрослых с инвалидностью 1-й группы. На 10 тысяч детей — 20 новых случаев инвалидности. В 2015 году число лиц с ограниченными возможностями составляло 5%, а это значит, что их число растет.

В Молдове трудоустройство людей с инвалидностью регулирует специальный закон. Если в фирме работают свыше 20 человек, 5% мест должно быть отдано инвалидам. Тем не менее официальной статистики о том, сколько таких людей нуждаются в трудоустройстве, в Молдове нет. На бирже труда они регистрируются редко. Чаще стараются найти работу через знакомых или неправительственные организации. И хотя благодаря работе активистов инфраструктура городов понемногу меняется, пока большинству приходится самостоятельно решать проблему передвижения по улицам.

При поддержке «Медиасети»

Автор: Корина Шеремет, Ziarul de Gardă