«Платон» не друг: почему бастуют дальнобойщики в России

Третью неделю подряд по всей России бастуют дальнобойщики. Самым масштабным протест стал в Дагестане. Главное требование протестующих – отменить систему «Платон», тарифы которой должны вырасти в середине апреля. Громадское разбиралось в протестах.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА «ПЛАТОН»?

В 2013 году в России постановлением правительства ввели таксу для дальнобойщиков. За пользование дорогами федерального значения должны платить те, у кого весь вес автомобиля превышает 12 тонн. Сначала цена составляла 3,73 руб за км, однако после массовых акций протестов дальнобойщиков осенью 2015 года цену снизили до 1,53 за км.

24 марта правительство РФ выпустило постановление, в котором говорится, что такса повышается до 1,90 за км. 27 марта по всей России дальнобойщики снова вышли на протесты.

Фото: Новая Газета

КАК ПРОТЕСТУЮТ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ

Назвали протест – «Всероссийская стачка». Как пишет «Новая Газета», географически он действительно охватывает всю Россию от Владивостока до Смоленска и от Дагестана до Ямала.

Протестуют дальнобойщики по-разному. Одни живут в своих машинах прямо на трассе, другие просто оставили машину на обочине. Такой «невидимый» протест, как говорят сами дальнобойщики, намного эффективнее, поскольку скоро в магазинах начнется дефицит товаров, а на рост цен и отреагируют власти.

Российские федеральные СМИ почти не освещают протест. А акция проходит преимущественно мирно. Исключение – Дагестан, где выступает большая часть водителей большегрузов: они даже нападают на тех, кто игнорирует протест.

Фото: Новая Газета

РАЗГОНЫ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ

В Ставрополе и Краснодаре акцию пресекла полиция- пишет Медуза, в Туле полиция задержала председателя местного Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов под предлогом проверки документов, в Миассе главу того же профсоюза 27 марта вызвали на допрос.

В некоторых городах полиция ходит по домам митингующих. В Дагестане Росгвардия и ОМОН окружила протестующих.

Видео: Кавказкий узел

ПЛАНЫ ПРОТЕСТУЮЩИХ

У дальнобойщиков нет Всероссийского координационного центра: они обмениваются информацией через приложение Zello, у которого уже возникли проблемы из-за новых требований Роскомнадзора.

Именно поэтому оценить масштаб и координацию протеста сложно: в одном регионе могут протестовать десять фур, а в другом — как, например, в Дагестане — сотни.

Фото: Новая Газета

В некоторых лагерях протестующие требуют отправить в отставку правительство.

Но все водители сходятся в одном: «Платон» в сочетании с другими налогами и сборами делает работу “за баранкой” экономически бессмысленной. Так что мотивации прекращать протест у них нет. Это надолго.