По второму кругу: разрыв между лидерами президентской гонки в Грузии меньше одного процента
Такого результата не ожидали ни власти, ни оппозиция — впервые в истории не удалось выбрать президента в первом туре. Второй тур должен состояться не позднее 1 декабря.
По материаламJamnews
В прошедшее воскресенье в Грузии состоялись президентские выборы,последние встране, которые проходятпутем прямого голосования. С2023 года президента Грузии будет выбирать избирательная коллегия, состоящая из300 делегатов.
Впервые в истории грузинам не удалось определиться с победителем в первом туре. Ниодин из 25 кандидатов впрезиденты Грузии ненабрал необходимых50% голосов. Второй тур выборов должен состояться не позднее 1 декабря.
Поитогам обработки 99,6% бюллетеней, разрыв между лидерами гонки – кандидатом от правящей партией «Грузинская мечта»Саломе Зурабишвили и лидером оппозиционного объединения «Сила вединстве» Григолом Вашадзесоставляет меньше одного процента:Зурабишвили получила38,7%, аВашадзе — 37,74%.
Эти результаты, по всей видимости, стали шокирующей неожиданностью для властей.
После закрытия избирательных участков в 20.00 28 октября в штабе Зурабишвили полным ходом праздновали победу. Ее пришел поздравить и сам неформальный лидер страны — бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили.
В штабе правящей партии говорили, что Зурабишвили уверенно лидирует, а оппозиция готовится к провокациям.
Машины сторонников «Грузинской мечты»мчались по улицам Тбилиси и Батуми с партийными флагами и сигналили. А на заранее подготовленнойсцене должен былпройти концерт в честь победы Зурабишвили с участием звезд грузинской эстрады.
Поводом для такого ликования — как оказалось, преждевременного — стали результатыэкзитполов, проведенных позаказу «Грузинской мечты». В этих опросах Зурабишвили побеждала уже впервом туре, набирая 52,3% голосов. А ее конкурент Вашадзе набирал лишь 28,1%.
Однако совершенно другую картину показывалиэкзитполы, проведенные по заказу телекомпании «Рустави-2»и оппозиционной партии «Европейская Грузия». И в итоге именно они оказались очень близки к официальным результатам.
Согласно первому (его проводила компания Edison Research), Зурабишвили и Вашадзе набирали по 40%голосов. Согласно второму (его проводила компания BCG Research), Вашадзе набрал 37% голосов, Зурабишвили— 34%.
Уже к полуночи 28 октября, когда стали приходить первые результаты, настроение в штабе «Грузинской мечты» резко упало.
К часу ночи на специальном брифинге спикер парламента Ираклий Кобахидзе заявил, чтобудет второй тур.
Саломе Зурабишвили голосует на избирательном участке в день президентских выборов в Грузии, Тбилиси, 28 октября 2018. Фото:EPA-EFE/ZURAB KURTSIKIDZE
Все за Вашадзе?
Вштабе Григола Вашадзе всю ночь ликовали. Там на весь экран включили скайп-звонок экс-президента Михаила Саакашвили, который говорил, что даже он не ожидал такой ошеломляющей победы.
Центральной партией оппозиционной коалиции «Сила в единстве» является именно «Национальное движение» — бывшая правящая партия Грузии, лидером которой до сих пор неформально остается Михаил Саакашвили.
После объявления предварительных результатов уже две оппозиционные партии заявили, что во втором туре поддержат Григола Вашадзе.
Лидер «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе, который пришел третьим к финишу выборной гонки, сразу же после окончания голосования признал поражение, поздравил своего оппозиционного конкурента Григола Вашадзе иобещал ему поддержку во втором туре.
Этоне осталось незамеченным в Грузии, где нет политической культуры признавать поражения и поздравлять победивших.И этот жест, как и результаты выборов, многие аналитики тоже назвали «историческим».
Еще одна партия, которая готова поддержать Вашадзе во втором туре, это республиканцы. Примечательно, что до 2016 года Республиканская партия была частью коалиции «Грузинской мечты» и ярым оппонентом «Национального движения».
Ожидается, что Вашадзе поддержат и другие оппозиционные партии, в том числе «Лейбористы», лидер которых Шалва Нателашвили набрал на этих выборах 3,7%.
Кандидат от оппозиционной коалиции «Грузинская мечта» Григол Вашадзе (в центре) во время встречи лидеров оппозиции перед выборами, Тбилиси, Грузия, 22 октября 2018. Фото:GREGORY VASHADZE вFACEBOOK
Харакири для президента
Эксперты говорят, что неутешительный показателькандидатаот правящей партииСаломе Зурабишвили— результат желанияизбирателей наказать власти.Кроме того, что люди в целом недовольны правлением «Грузинской мечты» во главе с олигархом Иванишвили, проблема была также и в выбранном лично Бидзиной Иванишвили кандидате.
Особенностью предвыборной кампании стал беспрецедентный случай, когда против проправительственного кандидата выступала не только оппозиция, но и некоторые сторонники власти. По сути,против Зурабишвили шла широкомасштабная кампания, в которой участвовали не только ее политические оппоненты, но и многие лояльные к «Грузинской мечте» избиратели.В социальных сетях люди призывали друг друга голосовать за кого угодно, но только не за нее. В грузинском сегменте Facebook можно было встретитьаватары, на которых фотоЗурабишвили было перечеркнуто красной линией с надписью: «Войну начала Россия».
Причиной такой массовой кампаниистали высказывания Зурабишвили относительно августовской войны 2008 года, когда отвечая на вопрос журналиста, кандидатсказала, что «Россия начала войну против Грузии еще сто лет назад», однако в августе 2008 года именно «Грузия ввязалась в российскую провокацию, спровоцировав новый виток конфликта».
«Грузия начала эту часть военной обстановки. Это известно, и это официальная версия для всех, что также подтверждал Евросоюз», – заявила она.
Эти слова у многих вызвали негодование.ЗаявлениеСаломеЗурабишвилине понравилось нетолько оппозиции, но и многим представителям правящей партии, а также либеральной части общества.
Саломе Зурабишвили (в центре) во время встречи со своими сторонниками перед выборами, Тбилиси, Грузия, 25 октября 2018. Фото:EPA-EFE/ZURAB KURTSIKIDZE
Позднее она попыталась объяснить, что в 2008 году в роли агрессора выступила Россия, но Саакашвили поддался на провокацию, и Россия использовала это как повод для начала войны против Грузии.
«Мы бомбили наше население, на что не имеет права ни один президент. На следующий день как мы должны сказать, что хотим целостности этой страны? Я хочу целостности этой страны и не хочу, чтобы какой-либо президент бомбил свою территорию и своих граждан», –заявила она, тем самым еще больше разозлив своих оппонентов и представителей общественности.
В Facebook писали:
«У нас будет президент, который обвиняет собственную страну в развязывании войны и повторяетмесседжиКремля».
«Она слово в слово повторяет то, что говорят Путин с Медведевым».
«Как Грузия начала войну? Мы что, подошли на танках к Воронежу?»
«Даже если бы это было так, разве это должен говорить кандидат в президенты? И как она после этих слов будет общаться на международной арене и отстаивать интересы страны?»
В кампанию противЗурабишвиливключилась и церковь, которая, впрочем, нередко пытается повлиять на политические процессы и использует свой авторитет.
Несколькосвященнослужителей во время службы призвали прихожан не голосовать заЗурабишвили. Хотя недовольство церкви было вызвано не столько заявлениями Зурабишвили о войне, сколько ее поддержкой идеи культивировать в Грузии марихуану в целях экспорта для изготовления медикаментов.
Патриарх грузинской православной церквиИлия II (в центре) бросает свой бюллетень в урну на избирательном участке во время президентских выборов, Тбилиси, Грузия, 28 октября 2018. Фото:EPA-EFE/ZURAB KURTSIKIDZE
«Если заявленияЗурабишвилипровойну были обдуманными, тогда можно сказать, что она враг Грузии. А если это были необдуманные заявления, тогда зачем нам президент, который не думает, прежде чем что-тоскажет?»– заявил профессор Тбилисского государственного университетаполитолог ЛадоПапава.
Член совета юстиции юрист Ана Долидзе считает, что в случае победы Зурабишвили ее заявления про войну будут иметь плохие последствия для Грузии на международной арене:
«Мы больше десяти лет работаем в международных судах в Гааге и Страсбурге, чтобы отстоять интересы грузинского населения, которое стало жертвой российской агрессии. Заявления Зурабишвили — это огромный удар по нашим национальным интересам. Если она будет все это повторять в качестве президента, то это вообще харакири. Нельзя допустить ее президентства».
«ПредставлениеЗурабишвиликак независимого кандидата очень трагикомичный шаг со стороны «Грузинской мечты». Мы годами наблюдаем заЗурабишвили— несмотря на то, что она не член правящей партии, она одна из самых ярых и агрессивных ее активистов. Люди же тоже это видят», —говорит аналитик ГияХухашвили.
По его мнению, для правящей партии главное не допустить победы кандидата от «Национального движения» [партия Саакашвили].
«В недрах «Грузинской мечты» не было кандидата, который смог бы безоговорочнопобедить кандидата от «Национального движения», поэтому «Мечта» вынуждена поддержатьЗурабишвили», –считаетХухашвили.
И еще, говорят эксперты, с уверенностью можно сказать, чтоЗурабишвили точно не станет тем президентом, который помилуетэкс-президентаСаакашвили и позволит ему вернуться на родину, что тоже немаловажно дляИванишвили.
Политолог ХатунаЛагазидзесчитает, чтоЗурабишвиливыбрали из-за того, что ее не очень любят в оппозиционном политическом спектре:
«Несмотря на то, что президент — номинальная фигура, потенциально у нее все же будет шанс стать настоящим народным лидером, который сможет консолидировать оппозицию и на парламентских выборах 2020 года попытаться противостоять власти.Нужен ли «Грузинской мечте» такой сценарий? Конечно, нет. Именно поэтомуИванишвиливыбрал на роль президента крайне конфронтационную фигуру, которая никогда в жизни не сможет стать народным лидером и тем более не сможет объединить оппозицию»,— считаетЛагазидзе.
СаломеЗурабишвиличасто любит говорить о своих эмигрантских корнях и известных предках. Она сделала свое происхождение одним из главныхмесседжейпредвыборной кампании. Но сама онаплохо говорит по-грузински. Иногда ее даже бывает трудно понять.
На одной из встреч она обратилась к эмигрантам:
«Возвращайтесь. И не стесняйтесь своего грузинского. Вот я, например, со своим грузинским скоро стану президентом».
Говоря о66-летней женщине с яркими украшениями в элегантных нарядах, многие грузинские эксперты и журналисты, в первую очередь, отмечают, что она не народный лидер, а, скорее, «политик, смотрящий на людей сверху вниз».
В одном из интервью на вопрос журналиста: «Почему вы разговариваете с нами как бы сверху вниз, с высоты Парижа?» она ответила:
«Наверное, потому, что, да, президент должен быть с народом, однако он все-таки выше народа».
Проголосует ли народ за кандидата от власти и получит ли Зурабишвили большинство голосов на новом витке президентской гонки — покажет второй тур, который состоится в Грузии не позднее 1 декабря.
- Поделиться: