Под прикрытием деоккупации: как Порошенко и Турчинов добились продления действия закона об особом статусе Донбасса
Почему украинская власть допоследнего старалась неакцентировать внимание нанеобходимости его принятия, икак Порошенко вконце концов добился голосов парламента— вматериале Громадского.
Текст: Настя Станко, Максим Каменев
Вполдень 4октября наофициальном аккаунте вTwitter посольства США вУкраине появилось сообщение: «Мыподдерживаем усилия Верховной рады продлить действие особого статуса, что позволит урегулировать конфликт навостоке Украины». Занесколько часов аналогичное сообщение опубликовало ипосольство Германии.
Особый статус, упомянутый всообщении,— это закон «Обособом порядке осуществления местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей». Документ, принятый Верховной Радой всентябре 2014-го, фактически придает особый статус всоставе Украины территориям, что сейчас контролируются так называемыми «ДНР» и«ЛНР».
Украина обязалась принять закон врамках Минских договоренностей— единственного документа, который внастоящее время гарантирует прекращение полномасштабных боевых действий наДонбассе. Его принимали натри года, поэтому 18октября его действие заканчивается. Ниодно изего положений напрактике нереализовали.
Втоже время, принятие документа вместе спринятием впервом чтении изменений вКонституцию, которые закрепили его нормы вОсновном законе, было аргументом впользу того, что Украина таки выполняет Минск.
Авот Россия запоследние три года невыполнила большей части обязательств для реализации договоренностей— необеспечила разоружения сепаратистов, невывела свои войска, невернула Украине контроль над государственной границей. Это давало основание международным партнерам Украины— США иЕвросоюзу— продлять санкции против Кремля.
Прекращение действия закона обособом статусе Донбасса намеждународных переговорах фактически лишает президента Петра Порошенко аргументов впользу того, что Украина готова выполнять свою часть обязательств врамках Минска. Аэто, всвою очередь, давно пытается доказать международному сообществу президент России Владимир Путин, чтобы добиться отмены международных санкций.
Через несколько часов после сообщения посольства США вTwitter, президент Порошенко внес впарламент закон опродлении действия особого порядка самоуправления нанеподконтрольной части Донбасса до18октября 2019года. Почему украинская власть допоследнего старалась неакцентировать внимание нанеобходимости его принятия, икак Порошенко вконце концов добился голосов парламента— вматериале Громадского.
Прекращение действия закона об особом статусе Донбасса на международных переговорах фактически лишает президента Петра Порошенко аргументов в пользу того, что Украина готова выполнять свою часть обязательств в рамках Минска. А это, в свою очередь, давно пытается доказать международному сообществу президент России Владимир Путин, чтобы добиться отмены международных санкций (на фото слева направо — президент Украины Петр Порошенко, президент Беларуси Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин 11 февраля 2015 во время встречи в Минске ) Фото: EPA / TATYANA ZENKOVICH / POOL
Больной вопрос
Взаконе «Обособом порядке осуществления местного самоуправления вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей» зафиксировано, что Украина гарантирует, вчастности, недопущение привлечения куголовной ответственности инаказания «участников событий натерритории Донецкой иЛуганской областей».
Также закон предусматривает проведение местных выборов, назначения прокуроров исудей посогласованию сместными органами власти исоздание отрядов «народной милиции». Кроме того, Украина обязалась финансировать фактически оккупированные территории изгосударственного бюджета.
Верховная Рада приняла его 16сентября 2014, почти сразу после первых переговоров вМинске президента Петра Порошенко иего российского визави Владимира Путина, при посредничестве канцлера Германии Ангелы Меркель итогдашнего президента Франции Франсуа Олланда. Переговоры проходили вусловиях военного давления— вторжение натерриторию Донбасса российской армии и«Иловайского котла». Результатом стали Минские договоренности, которые должны были положить конец войне наДонбассе. Среди прочего, они предусматривали ипринятия этого закона.
В2014-м народные депутаты принимали закон взакрытом режиме. Тогда Петр Порошенко стрибуны парламента почти полчаса убеждал народных избранников поддержать документ. Онрассказывал окатастрофическом состоянии украинской армии инеспособности Украины продолжать прямой вооруженный конфликт сРоссией.
Александр Турчинов, который тогда был спикером парламента, схитрил— вмомент голосования всессионном зале выключилось электронное табло, которое фиксирует результаты. Онсообщил, что документ поддержали 277 народных избранников.
Что бывает, когда парламент принимает законы, касающиеся Донбасса воткрытом режиме, страна увидела загод— 31августа 2015года. Тогда Верховная Рада впервом чтении приняла изменения вКонституцию, вчастности, относительно особого порядка самоуправления наДонбассе. Под стенами Верховной Рады собрался митинг, переросший встолкновения сполицией, один из«свободовцев» швырнул вотряд Национальной гвардии боевую гранату— 4бойца погибли. Еще два десятка получили ранения.
Неудивительно, что власти допоследнего старалась невыносить впубличную плоскость обсуждение, нужноли продолжать действие закона обособом статусе Донбасса. Зато сиюня этого года страна следила заподготовкой другого закона— «Обособенностях государственной политики пообеспечению государственного суверенитета над временно оккупированными территориями Донецкой иЛуганской областей». Сам Турчинов называет документ проще— «Законом одеоккупации Донбасса».
Пока президент Петр Порошенко (слева) всячески отстаивал продление действия закона обособом статусе, секретарь СНБО Александр Турчинов (справа) подготовил другой документ— «Закон одеоккупации Донбасса» Фото: Михаил Палинчак/ POOL/ УНИАН
Два или один
Документ подготовил секретарь Совета национальной безопасности иобороны Александр Турчинов. Впроекте впервые неподконтрольные территории Донецкой иЛуганской областей назывались оккупированными, аРоссия— агрессором. Вместо антитеррористической операции предлагалось ввести объединенный штаб для противодействия агрессору. Вначале июля руководство государства обсуждало проект назаседании СНБО, новитоге впарламент его решили невносить. Как сообщил сам Турчинов— из-за замечаний международных партнеров. Громадское подробно анализировало проект этого закона.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Закон одеоккупации Донбасса: декларация онамерениях
Внеофициальных разговорах западные дипломаты неоднократно подчеркивали: закон одеоккупации обсуждать нехотят, просто потому, что его небудет. Зато отмечали, что ключевой вопрос— продолжение действия особого статуса для Донбасса, поскольку именно онявляется частью Минских обязательств Украины. Впосольствах намекали, если действие закона непродлят, международные партнеры Украины могут отменить санкции против России.
Осенью, после возобновления работы парламента, Турчинов продолжил лоббировать свой проект. Вконце концов напрошлой неделе сотрудники Администрации президента неофициально сообщили журналистам, что окончательная редакция законопроекта согласована смеждународными партнерами— США, Германией иФранцией,— апрезидент, который как раз вернулся изСША, где встречался сДональдом Трампом, готов внести документ впарламент.
Посравнению спервоначальным вариантом, финальная версия содержала два принципиальных момента. Впервые вукраинском законодательстве фиксировались приоритетность выполнения положений Минска, которые касаются безопасности. Аименно Минского протокола от5сентября 2014года, Минского меморандума от19сентября 2014 и«Комплекса мер» от12февраля 2015с целью создания необходимых условий для политического урегулирования всоответствии снормами ипринципами международного права изаконодательства Украины.
Аглавное— законопроект предусматривал продление действия закона обособом порядке самоуправления наДонбассе.
«Голосование заэтот законопроект— момент истины для украинских политиков. Это проверка напрагматичность»,— уверял Громадское источник вАП вминувшую пятницу.
2октября финальный текст законопроекта президент обсуждал зазакрытыми дверями счленами так называемого «Стратегического совета». Кроме Порошенко, всостав неформального органа входят Александр Турчинов, бывший премьер Арсений Яценюк, действующий глава правительства Владимир Гройсман, спикер парламента Андрей Парубий, глава АПИгорь Райнин, его предшественник Борис Ложкин, генпрокурор Юрий Луценко иглава МВД Арсен Аваков.
Поинформации Громадского, члены Стратегического совета обсуждали, каким образом добиться одобрения законопроекта Верховной Радой. Предложения было два: направить впарламент проект закона одеоккупации спунктом отом, что этот закон будет продолжать действие закона «Обособом порядке самоуправления вДонбассе». Или зарегистрировать отдельный законопроект опродлении действия этого закона. Вконце концов, решили остановиться наидее двух отдельных проектов, которые вчера президент инаправил впарламент:
—«Обособенностях государственной политики пообеспечению государственного суверенитета над временно оккупированными территориями Донецкой иЛуганской областей» (номер 7163)— признание России страной-агрессором, ачасти Донбасса— оккупированной территорией, прекращение АТО, создание оперативного штаба попротиводействию агрессору.
—«Осоздании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации вотдельных районах Донецкой иЛуганской областей» (номер 7164) опродлении нагод действия закона опорядке самоуправления отдельных районов Донбасса.
Собеседники Громадского вокружении президента объясняют: предложение продлить действие закона опорядке самоуправления наДонбассе отдельным проектом увеличивала шансы наего принятие. Ведь это предложение были готовы поддержать депутаты от«Оппозиционного блока» имажоринарники извосточных областей.
Зато за«Закон одеоккупации Донбасса», который признает Россию страной-агрессором, они голосовать категорически отказывались. Однако, была проблема: продолжать действие закона осамоуправления Донбасса нехотели депутаты от«Народного фронта». Они предостерегали— Россия будет настаивать напроведении там местных выборов, новоенных изДонбасса все равно невыведет.
Была у«фронтовиков» ипретензия кокончательной редакции закона. Ведь там упоминались Минские договоренности. Это вызвало возмущение нетолько соратников Турчинова из«Народного Фронта», ноичасти депутатов отБПП, вчастности Мустафы Найема.
«Фактически этим документом мылегализовали Минские договоренности врамках правового поля Украины. Сформальной точки зрения они немогут считаться источником права, вчастности международного, так как ихнеподписывали субъекты международного права»,— уверяет Найем.
ВАдминистрации президента ипосольствах международных партнеров Украины саргументами Найема иего единомышленников несогласны. Минские договоренности уже зафиксированы внормах международного права,— напоминают они. Вчастности, врезолюции 2202 Совета безопасности ООН от17февраля 2015года. Вдокументе отмечается, что Совбез ООН одобряет комплекс мероприятий повыполнению Минских договоренностей от12февраля 2015года.
Редакция закона о самоуправления Донбасса вызвала претензии не только у «фронтовиков», но и в части депутатов от БПП (на фото в центре — Мустафа Найем, фракция БПП, на заседании Совета 5 октября) Фото: Александр Космач / УНИАН
Гости вРаде
Для поиска голосов уПетра Порошенко оставалось меньше суток. Ведь онрассчитывал, что документы парламент рассмотрит сегодня. Поэтому утром приехал вВерховную Раду ивыступил перед депутатами отБПП. Пословам собеседников Громадского, Порошенко подчеркнул, что если парламент непродлит действие закона осамоуправлении вДонбассе, шансы того, что международные партнеры снимут санкции изРоссии, значительно возрастут.
«Главное для нас сейчас— сохранить международную коалицию вподдержку Украины»,— рассказывают слова Порошенко депутаты. Всвою очередь заместитель главы Администрации Президента Константин Елисеев объяснял депутатам, что прекращение действия закона фактически означает, что Минские договоренности больше неработают, что развяжет руки России для эскалации конфликта.
Между тем, Александр Турчинов назаседании фракции «Народного фронта», которое также проходило сегодня утром, искал варианты, как заставить соратников также проголосовали «за» продолжение действия закона осамоуправлении наДонбассе еще нагод.
Врезультате «фронтовики» согласились сделать это, нопри одном условии, которое оформили ввиде поправки: онбудет работать, если снеконтролируемой территории выведут незаконные вооруженные формирования.
Перед обедом президент внес насайт Совета дополненный документ сэтой правкой.
«Фронтовики» согласились голосовать запроект сразу вцелом. Тогда как закон «Обособенностях государственной политики нанеподконтрольных территориях Донбасса» коалицианты решили поддержать только впервом чтении, аковторому доработать без статьи7, которая касается именно Минских договоренностей.
Тактическое отступление
Александр Турчинов лично представлял депутатам законопроект одеоккупации. Зато проект опродлении действия особого порядка самоуправления наДонбассе должна была презентовать вице-спикер Ирина Геращенко. Ивчера утвердить оба документа неудалось.
Турчинов лично представлял народным депутатам законопроект о деоккупации Донбасса Фото: Александр Космач / УНИАН
Депутаты отфракции «Самопомощь», имевшие свой альтернативный законопроект овосстановлении суверенитета Украины над временно оккупированными территориями, заблокировали парламентскую трибуну. Спикер Андрей Парубий объявил перерыв исобрал руководителей коалиции насовещание.
Посоветовавшись сТурчиновым ипроконсультировавшись потелефону спрезидентом, Парубий решил закрыть вчерашнее заседание Рады, чтобы непровоцировать углубление конфликта всессионном зале. Ведь трибуну можно было разблокировать только физическим вмешательством. Также спикер сообщил, что изтекста проекта закона одеоккупации исключили упоминание оМинских договоренностях.
Народные депутаты от фракции «Самопомощь» вечером 5 октября заблокировали парламентскую трибуну. Спикер Андрей Парубий был вынужден закрыть заседание Рады. Голосование перенесли на следующий день Фото: Андрей Крымский / УНИАН
Между тем впарламент приехал Петр Порошенко. Онсобрал заседание фракции БПП, где попросил депутатов приехать всовет сегодня утром, чтобы наконец рассмотреть оба законопроекта— ведь несекрет, что впятницу большинство народных избранников неприходит впарламент иотдыхает.
«Приспешники Кремля всессионном зале, которые заблокировали трибуну исорвали принятие закона, который признавал Россию страной-агрессором, понесут ответственность засвои действия»,— сказал президент.
Аналогичное заявление сделал иАлександр Турчинов.
«Мыпосоветовались ирешили, что гораздо лучше, чтобы извечерних выпусков новостей страна узнала, что „Самопомощь“ сорвала голосование опризнании России страной-агрессором, чем отом, что парламент сдраками принял этот закон»,— пояснил Громадскому депутат, который был назаседании вкабинете спикера.
Сегодня утром депутаты отБПП иНФ заблаговременно обступили трибуну парламента, чтобы недать возможность оппозиционерам снова еезаблокировать. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий поочередно поставил наголосование два президентских законопроекта оДонбассе.233 голоса «за»— изакон одеоккупации Донбасса приняли впервом чтении (голоса отдали БПП, НФ, Радикальная партия игруппа «Воля народа»). Продолжение спецстатуса для Донбасса до2018 года поддержали 229голосами.
Продлив нагод действие закона оспецстатусе Донбасса, который затри предыдущих года так инезаработал напрактике, руководство Украины продемонстрировало международным партнерам, что придерживается Минска.
Втоже время принятие закона одеоккупации Донбасса впервом чтении можно расценить как намек президента Запада— Украина готова икболее радикальным действиям. Ведь России врядли понравится, что Украина официально признает еестраной агрессором. Однако история принятия изменений вКонституцию показала, вВерховной Раде невсегда доходит дело допринятия закона вовтором чтении.
- Поделиться: