Поезд ушел. Как война влияет на ж/д сообщение между Украиной и РФ
За время войны на Донбассе пассажиропоток между Россией и Украиной сократился в разы. На днях РЖД (Российские железные дороги) пустили все поезда южного направления в обход Украины. Теперь по новой железнодорожной ветке будет следовать более 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов.
За время войны на Донбассе пассажиропоток между Россией и Украиной сократился в разы. На днях РЖД (Российские железные дороги) пустили все поезда южного направления в обход Украины. Теперь по новой железнодорожной ветке будет следовать более 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов.
«Укрзализныця», в свою очередь, рассматривает вопрос прекращения ж/д сообщения с Россией. Об этом заявил в эфире канала 112 министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
Громадское пыталось разобраться, чего в этом больше — экономики или политики.
Украина уже отменяла поезда в РФ?
Такую информацию этой весной распространило российское издание «Коммерсант». В статье со ссылкой на неназванный источник сообщалось, что Украина с 1 июля 2017 года якобы готовится к полному запрету на железнодорожное сообщение с Россией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правда ли, что Украина прерывает железнодорожное сообщение с Россией? Объяснение от Громадского
Владимиру Омеляну тогда оперативно пришлось опровергать эти данные.
«Сейчас прекращение железнодорожного или автобусного сообщения Украины с Россией нашим правительством не рассматривалось», — сказал он тогда БиБиСи.
Какие поезда сейчас ездят между Украиной и Россией?
Между Украиной и Россией курсируют 14 поездов.
Девять из них —украинские. Два киевских, два харьковских, одесский, херсонский, а также из Кривого Рога и Хмельницкого. Пунктов назначения два: Москва и Санкт-Петербург.
Именно об этих поездах говорил министр инфраструктуры Украины, озвучивая планы изменить ж/д сообщение с РФ.
Есть также пять транзитных поездов. Проезжает территорию РФ поезд Баку - Харьков «Азербайджанских железных дорог». Три поезда компании «Железная дорога Молдовы»: два рейса Кишинев - Москва и один Кишинев - Санкт-Петербург. И также один поезд РЖД Кишинев - Москва.
Из украинских поездов самый популярный — Львов-Москва. За первую половину 2017-го им воспользовалось 87 тыс. пассажиров (в одну сторону). Поездом Киев - Москва воспользовались 64,2 тыс. пассажиров на выезд и 48,6 тыс. на въезд, поездом Днепр - Москва 54,6 тыс. и 62,4 тыс. соответственно.
Что значат новости о том, что РФ пустила поезда в обход Украины?
Поезд РЖД Кишинев - Москва — единственный пассажирский состав РЖД, который сегодня курсирует между Украиной и Россией. По данным «Укрзализныци», до аннексии Крыма и начала войны таких поездов было более 100.
Поэтому сообщения в СМИ о том, что с 11-го декабря все российские поезда поедут в обход Украины пусть небольшое, но преувеличение: один поезд РЖД все же остается.
По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, в обход Украины пойдут 62 пары пассажирских поездов и 30 пар грузовых. До этого они 30 км без остановок проезжали по Луганской области. Теперь Россия построила 137 км путей в обход этого участка.
Железнодорожные войска РФ в апреля 2015 года года начали строительство двухпутного электрифицированного железной дороги на участке Журавка -Миллерово (архивные фото)Фото: Министерство обороны РФ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Россия боролась за «железнодорожную независимость» от Украины
«Эта новость очень громко звучала, но больших потерь для Украины здесь нет. Это небольшой 30-километровый участок, который де-факто находился под контролем РЖД», — сказал в интервью Громадскому директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
РЖД платили местному сельсовету за пользование землей.
«Договор аренды заключили в 2007-м году на 49 лет. По этому документу, РЖД платит процент от стоимости земли», — рассказывал летом Громадскому глава сельсовета Сергей Прищепа.
Прямого ущерба «Укрзализныця», по словам Владимира Омеляна, не понесет. «Он (ущерб) в размере одной гривны в год. Может кто-то не знает, этот участок, по которому шли транзитные поезда, грузовые, пассажирские к югу РФ в свое время "Укрзализныця" заключила соглашение с РЖД о фактически бесплатном транзитном прохождении».
Почему РФ почти полностью отказалась от поездов в Украину?
Россия отменила все свои поезда в Украину в декабре 2014-го, якобы из-за низкой рентабельности. РЖД тогда заявили, что интересы граждан это не затронет и поезда вернут, когда будет спрос.
Помнению Сергея Вовка, если остается девять украинских поездов, то исходя из коммерческих соображений, поездов РФ может быть больше, чем один транзитный.
В этом решении больше политики, чем экономики
«Если бы не было политических причин, можно было бы повысить качество и скорость ж/д сообщения, откусив сегмент у авиауслуг. Были проекты скоростного сообщения между Киевом и Москвой, которые могли сократить время поездки с 13 до 8 часов. Когда принимается решение об отмене того или иного поезда, в первую очередь учитываются коммерческие факторы. Но, понятное дело, они зависят от общего состояния дел между Украиной и Россией», — говорит Вовк.
С началом войны люди начали меньше ездить из Украины в РФ?
По данным «Укрзализныци», если сравнивать с 2013-м годом, пассажиропоток упал в пять раз.
Если в довоенный год было 5,1 млн пассажиров, то в 2016-м — 1 млн.
Сергей Вовк поясняет, что это не значит, что люди стали в пять раз меньше ездить из Украины в Москву: многие «пересели» на другие виды транспорта: самолет, автобусы, автомобили. Подсчитать количество путешествующих, по словам эксперта, довольно сложно.
«Формально человек отправляется из Киева в Минск, а не в Москву, хотя часто он там (в Минске) пересаживается», — поясняет директор Центра транспортных стратегий.
Еще труднее подсчитать, сколько людей ездят туда-обратно на автобусах.
По словам Вовка, эта поездка занимает приблизительно столько же времени, сколько и на поезде, но стоит дешевле, поэтому спрос растет.
Кроме того, украинцы добираются до РФ «на перекладных», говорит Вовк.
Люди доезжают, как правило, до Харькова. Потом на автобусе до Белгорода или даже пешком переходят границу.
Он также добавляет, что не надо сбрасывать со счетов такие форматы, как Бла-бла-кар и автостоп, которые набирают популярность.
Но эксперт поясняет, что статистика есть только по железнодорожным перевозкам.
«В целом люди стали больше ездить в Европу, меньше в Россию. Для трудовых мигрантов Европа, в частности Польша, — одно из основных направлений. Плюс не надо забывать о том, что проход российской таможни — не всегда простая и психологически комфортная для целого ряда людей процедура. Поэтому ездят меньше. Но если ездят, то отдают предпочтение автобусам, но посчитать это сложно», — говорит Вовк.
Упал ли пассажиропоток на других направлениях?
По статистике «Укрзализныци», в соседние Молдову и Беларусь украинцы тоже стали ездить меньше. Пассажиропоток с Беларусью упал более, чем в три раза. В случае с Молдовой потоки на порядок меньше.
Тут, как говорит Сергей Вовк, сыграла роль не столько политика, сколько повышение качества украинских дорог и как следствие переход на авто.
«Пускай медленно, но происходит ремонт дорог. Значительная часть пассажиров выбирает автомобили. Поэтому, например, летом из Беларуси на здравницы Черного моря люди едут на машинах. Думаю, это основное объяснение».
Кто в выигрыше от конфликта РФ и Украины?
«В первую очередь, это Беларусь. Неплохие позиции у “Белавиа”», — утверждает Вовк.
Белорусский аэропорт, по его словам, принимает 2,5 - 3 млн пассажиров в год. При этом 50-60% — это «транзитные» пассажиры: украинцы, которые едут в РФ, и россияне —в Украину. «Часть пассажиропотока ушла в Прибалтику. Часть в Турцию», — говорит эксперт.
«До войны и, соответственно, санкций, как Москва для украинских авиалиний, так и Киев для российских были в топ-3 направлений, куда летели. Это был большой сегмент бизнеса. Понятно, что авиаоператоры обеих стран потеряли очень много», — говорит Вовк.
По словам эксперта, в выигрыше также те украинские компании, которые летают в Минск или в российский Белгород.
«Но выигрыш тут условный, потому что если бы не было этой транзитной схемы, то доходы и украинских, и российских авиаоператоров были бы в разы больше», — говорит он.
- Поделиться: