«Польша взяла нас в заложники»: репортаж из пункта пропуска, на котором рассыпали украинское зерно

«Польша взяла нас в заложники»: репортаж из пункта пропуска, на котором рассыпали украинское зерно
hromadske

С ноября прошлого года поляки устраивают блокады на границе с Украиной. Их начали перевозчики, сейчас подхватили фермеры. 19 февраля они заблокировали шесть пропускных пунктов.

Экономические требования бастующих следующие: запретить ввоз украинской агропродукции; не осуществлять «зеленый переход» в рамках программы ЕС, предусматривающей уменьшение использования пестицидов и удобрений; а также получить дополнительные выплаты на отечественное животноводство.

Мы поехали на место блокады, чтобы пообщаться с польскими протестующими и заблокированными украинскими водителями.

«Протестуем, потому что наш польский рынок заливают украинские продукты»

До границы добираюсь поездом «Вроцлав — Перемышль». Место моего назначения — пункт пропуска «Медика», его заблокировали 16 февраля. Там в очереди стоят 700 украинских грузовиков. Меня подвозят волонтеры-украинцы, которые помогают водителям с гуманитаркой: дают продукты, воду, медикаменты и другие необходимые вещи.

Сначала едем к польским митингующим. По дороге проходим десятки припаркованных на обочине грузовиков, которые замечаю еще за 5 км до пункта пропуска. Паркинга вблизи здесь нет, поэтому водители останавливаются на обочинах.

Паркуемся возле места сбора протестующих. Над дорогой они поставили для своих нужд металлический контейнер и устроили накрытие, под которым обустроили импровизированную кухню. Есть гриль, на котором жарят еду. Рядом бочка, в которую кто-то подбрасывает дрова: так поляки греются. Волонтеры зовут кого-то, кто мог бы прокомментировать ситуацию.

Поговорить соглашается Роман Кондрув, польский фермер:

«Протестуем, потому что наш польский рынок заливают украинские продукты. Хотим, чтобы между Польшей и Украиной эта ситуация была урегулирована. Чтобы кукуруза и пшеница в таком количестве не прибывали в Польшу. Наши фермеры не могут сейчас продавать много продуктов, потому что украинские их вытеснили. Мы готовы помогать Украине, как и помогали. Но ведь на этой ситуации заработают не простые украинцы, а крупные агрохолдинги. Украина, Брюссель и Польша должны сесть за стол переговоров для решения проблемы».

Спрашиваю о ситуации с рассыпанным зерном. Отвечает, что он не знаком с ситуацией и не знает, кто это делал.

Прошу, чтобы услышать одного из польских фермеров. Роман Кондрув проводит на дорогу, по которой туда-сюда ходят митингующие, чтобы не пропускать украинские грузовики. Их два десятка. Еще часть греется возле бочки, рядом разбросаны дрова. Кто-то курит сигареты, другие сидят в телефонах.

Наиболее активный — Ян Вердеунга.

«Мы не против, если украинские товары будут ехать транзитом через Польшу, и зерно не будет оседать в Польше. Потому что это нас уничтожает».

Дорогу от обочины отделяет забор, на котором повесили плакаты с призывами остановить наплыв украинских товаров и зерна в Польше. Рядом стоит большой трактор. На таких фермеры недавно блокировали дороги во всех польских городах — у них была такая акция сопротивления.

«На самом деле теряются целые европейские и американские рынки»

Транзитом из Украины через Польшу в Германию едет Алексей Кермач. Везет туда яблочный сок. Он — владелец фирмы, которая имеет 10 грузовиков. Встречаю его возле польских протестующих, он говорит с ними, едет ведь в Украину, а не наоборот.

«Парни, польские протестующие, большинство из них, не понимают, что они здесь делают. Думаю, что их обманули. Вряд ли такими методами их кто-то услышит. А если говорить о нас мы просто теряем. Терпим большие убытки, о доходах говорить нет смысла. Я за месяц не могу выполнить один рейс. Едешь из Украины стоишь день-два в очереди. Возвращаешься можешь застрять в Польше на полмесяца. С этими забастовками мы уже полгода не работаем, а трудимся на энтузиазме. Из-за нехватки прибыли не можем обновить автопарки, платить правильные на сегодняшний день заработные платы водителям и логистам. Я лично не уволил ни одного своего работника. Все трудятся, но в меньших объемах. Моя фирма харьковская, а раньше в Мелитополе работали. Сейчас работаем с колес, нет собственной базы даже. Просто ездим. Раньше можно было совершить 3-4 рейса. Так во сколько раз сейчас имеем меньший заработок. Но проблема гораздо более глобальная. Потому что действительно теряются целые европейские и американские рынки, на которые мы просто не довозим продукцию. А кто-то работает нормально и занимает наши места. Что уж говорить о конечном потребителе, который смотрит косо на украинского перевозчика, потому что несвоевременно получил продукцию. Потому что темпы доставок замедлились. Финансы не крутятся, они заморожены, это "длинные" деньги, которые должны работать на благо экономик многих стран».

«Фермеры здесь ничего не решают. Решения принимаются в больших кабинетах»

В краю очереди, которая образовалась сразу за польскими протестующими, говорят три украинских водителя. За их спинами — поле рапса. Спрашиваю у Сергея Ильченко, как дела. Говоря, он крутит в руках очки. Говорит, что должен доставить в Украину колеса на авто.

«В таких условиях не очень. Ни туалетов нет нормальных, ни воды. Обращаемся к полиции, однако им не до нас, они держат здесь порядок, сдали смену и рады. Хорошо, что есть в машине мультиварка, выручает. Работа у дальнобойщиков тяжелая, у нас спартанские условия. Но в нормальном режиме ночуем на платных стоянках, где можно помыться или поесть в каком-нибудь кафе. Здесь ходим в магазин в 500 метрах».

На улице послеобеденное время. Большинство водителей дремлют в своих авто, смотрят фильмы на гаджетах или читают новости. Юрий (фамилию не называет) вышел подышать свежим воздухом.

«Мы здесь заложники. Ходили сегодня митинговать к полякам. Их старший пытался нас успокоить. Вышла встреча ни о чем. А полиция, конечно, тянет за ними руку. Бывает, хамят и обзывают. Если глобально, то я совсем не могу понять Европу. Они намеренно блокируют экономику Украины».

«Это все имеет политическую подоплеку. Я так же стоял здесь перед новым годом, 11 дней. Мы пытались что-то доказать и тогда, и сейчас. Бессмысленно. Потому что, по сути, этих митингующих поддерживает их власть. Иначе что-то уже сделали бы. Фермеры здесь ничего не решают. Решения принимаются в больших кабинетах. Да и нашу власть не понять. Стою здесь 6 дней, ни одного представителя нашей страны не увидел. Пусть бы приехал кто-нибудь и что-то сказал людям. Слава Богу, Зеленский сегодня выступил, сказал, что вопрос должны решить. Но нам от этого не легче. Да и разве один Зеленский должен работать на этом фронте? Есть куча других официальных лиц на должностях».

Рассыпанное зерно

Несколько дней назад именно возле пункта пропуска «Медика» один из протестующих высыпал на землю украинское зерно из вагонов, топтал его ногами. Также по дороге, на обочине которой стоят водители, ехал трактор с призывом, чтобы путин разобрались с Брюсселем.

«У нас так все начиналось, когда некоторые регионы просили ввести войска. И он ввел, — продолжает Юрий. — А насчет зерна: к*рва, что ты приложил к тому зерну? Ты собрал его с поля, по которому стреляют? Какое имеешь право сыпать его на землю?»

К разговору присоединяется Александр. Он везет дипломатическую почту. Нервничает, потому что груз важен, на него давят заказчики из Украины. Мужчина не раз обращался в польскую полицию и к протестующим, чтобы те пропустили его без очереди.

«Сразу меня хотели на паркинг отправить, говорили, что-то решат, однако уже какой день без сдвига. Есть груз для американского, турецкого, финского посольств. Я думаю, что Польша взяла нас в заложники. За что? Украинский водитель покупает в Польше топливо, продовольствие, платит за дороги — нормально отдаем средств как перевозчики».

Евгений Кутный, который только что подошел, видит в ситуации российский след.

«Этот Рафал (владелец логистической компании Rafał Mekler Transport и люблинской ячейки партии "Конфедерация Свободы и Независимости" — ред.) из "Конфедерации", который мутит воду, — это российский проплаченный мужчина. Все это знают».

На горизонте, где начало очереди, видим польского полицейского. Один из водителей, Богдан, быстро идет в сторону своего авто.

«Я к ним с предостережением отношусь. Они считают, что я слишком активен. А почему? Потому что я начал ставить вопрос о пропуске фур без очередей. С нами же и польские здесь стоят, так уже не раз было, что ехали перед нами. Вчера полиция на меня давила, приходили на разговор».

Услышав это, все водители, которые говорили со мной, расходятся по своим машинам.

После того как в пункт пропуска «Корчева», в 40 км от «Медики», приезжает консул Украины в Люблине Василий Иордан, у шоферов появляется надежда. На «Корчевой» в очереди стоят около 1700 фур. Консул обещает, что 23 февраля ситуация изменится, потому что польские фермеры планируют перенести место протеста и разблокируют пункты пропуска с Украиной.

Автор: Ольга Вишневская