После выборов в Армении будет много подковерной борьбы — публицист

Watch on YouTube

Армения в минувшее воскресенье выбирала парламент. Победила правящая партия, она и сформирует большинство. Кроме нее, в парламент прошли еще 3 политические силы. Выборы прошли по новой Конституции. О том, как прошло голосование и что может измениться в Армении в ближайшие годы, «Громадскому» рассказал публицист Геворг Тер—Габриелян.

Как вы можете прокомментировать результаты выборов и победу правящей партии?

Результаты в принципе ожидаемые. Победа правящей партии интересна тем, что, можно сказать, впервые за многие годы эта партия относительно легитимно пришла к власти.

А что значит «относительно легитимно»?

Это связано с тем, что много было вложено, много было инвестиций сделано в очень сложную процедуру выборов: отпечатки пальцев брали, камеры стояли и правительство обещало, что опубликует списки тех, кто голосовал. Не было масштабного вброса, чем характеризовались многие предыдущие выборы, особенно выборы президента. Значит, основным методом нарушения был тот, который намного сложнее обнаружить и завести дело по этому поводу, – это раздача предвыборных взяток. Так как это очень трудно обнаружить и не было большого количества вбросов, то можно сказать, что правящая партия пришла к власти, используя в основном административный ресурс.

Но тем не менее международные наблюдатели заявляют, что нарушения были, и немало.
Да, было очень много разных мелких нарушений. Если их сосредоточить, сконцентрировать, то, наверное, можно всерьез начать задавать определенные вопросы. Так что, естественно, когда я говорю «легитимно», то я имею ввиду это в кавычках. В целом система доверия в Армении настолько пошатнулась, что все равно эти выборы не означают особой любви или особого доверия к тем, кто пришел к власти.

Означает ли высокая явка особую заинтересованность избирателей в этих выборах?

Высокая явка? Сейчас, если сдержат слово и опубликуют списки, мы увидим, в какой степени была высокая явка. Высокая явка также объясняется простой математикой. Дело в том, что количество избирателей на бумаге намного больше тех, кто реально может голосовать, потому что очень многие граждане Армении находятся вне Армении. Не помню точно цифру, но было около двух миллионов тех, кто имеет право голосовать. Если брать эту цифру, то по отношению к ним явка была не очень высокой – где-то 60% по отношению ко всем имеющим право голосовать в Армении, всем имеющим паспорта и всем, кто старше 18-ти лет. Но реально в Армении живет намного меньше народу, и, конечно, это означает, что все те, кто уехал, голосовали «ногами». Поэтому нельзя говорить об особо высокой явке.
Вообще насколько сейчас армяне политически активны, насколько они интересуются происходящим и хотят в этом учавствовать?

Если вы имеете в виду выборы, административный ресурс я называю «ризома» – это такой постмодернистский термин, который означает «корневище», то есть это все люди, которые друг с другом связаны. Это было очень хорошо видно в российских выборах, когда показывали как школьные, ведь именно в школах находятся основные пункты выборов, преподаватели и директора включены в административный ресурс. Они связаны тем, чтобы не допустить, провал выборов или выбор «не того». У нас та же система, очень маленькое общество. Если твой сын или дочь учатся в школе и ты не выберешь кого надо, даже если тебе взятку не дали, то он или она получат плохую отметку. Если он служит в армии, тем хуже – с ним вообще может что-то случиться, если ты будешь «вякать» слишком громко или не то что-то сделаешь. Это настолько хорошо сложившаяся система круговой поруки, что говорить об интересе к выборам невозможно, я думаю. Два интереса есть: со стороны самой этой «ризомы» и политических сил, которые хотят прийти к власти. И со стороны беднейших слоев населения, а они очень большие. Огромную роль в этих выборах играли старушки и старики, которых за ручку вели, потому что они сами не могли прийти. И эти 10 тысяч драмов – это приблизительно $20, которые раздавались как предвыборная взятка, имеют огромное значение для них. Вот они были очень заинтересованы в том, чтобы эти деньги получить.

Чем сейчас займется новый парламент, в котором победившая правящая партия получит большинство мест, можно ли об этом уже говорить? Это особенно интересно в контексте новой конституции.

Новая реформа означает, что со следующего года, после того как закончится срок президента Сержа Саргсяна, президент потеряет свои функции. Переходим на парламентскую систему правления, где президент избирается парламентом и будет иметь больше представительские функции. Главным будет премьер-министр, назначаемый парламентским большинством. Пока неизвестно, чем именно в ближайшее время будет заниматься парламент. Пока только формируются списки тех, кто будет в него включен. Правящая партия не набрала столько голосов; чтобы иметь абсолютное большинство, она должна войти в союз с той или иной силой. В парламент вошли четыре силы, если не ошибаюсь. Или с партией «Дашнакцутюн» или с партией «Процветающая Армения» Республиканская партия должна будет войти в альянс, чтобы иметь большинство. Вероятно, это будет партия «Дашнакцутюн», которая получила 5-7% голосов. Как только они это сделают, тогда они и начнут формировать свою повестку.

Можно ли предположить, каким будет курс Армении в ближайшие годы?

Можно, конечно, предположить, что курс не изменится. То есть, особых телодвижений в плане интенсификации решения карабахской проблемы не будет. Можно предположить, что военизация страны дальше будет продолжаться, потому что нет стратегии по решению карабахского конфликта. Можно предположить, что, так как денег меньше становится, будет очень много подковерной или надковерной борьбы между разными силами, вплоть до насилия, за распределение средств. Можно предположить, что будут какие-то потуги к реформам, в основном фасадные и под влиянием международного сообщества, в первую очередь Европейского союза, который будет дальше продолжать пытаться вот предлагать Армении баланс между Россией и Европейским союзом, и проводить реформы с тем, чтобы давать какие-то финансовые средства. Эти фасадные начинания могут иногда приводить к каким-нибудь положительным изменениям. Можно предположить, что Россия может в любой момент вновь свой интерес проявить и что-то сделать в Армении – или в плане театра военных действий, или другими средствами. В общем-то, никаких кардинальных каких-то изменений не ожидается, если не будет изменений на карте театра военных действий.