«Одно имя. Одна жизнь. Один знак»
Как россиянам напоминают о репрессированных
«Наши власти придумали себе, что они произросли не из 91-го года, а произошли они из победы в великой войне. Они «народ-победитель». Понятно, что когда они берут мифом-основанием великую победу, то уже никуда не деться – из нее начинает расти Сталин как маршал в белом мундире и весь остальной шлейф за ним тянется, начинают оправдывать все его преступления, – рассказывает Никита Соколов, историк и активист общественной инициативы «Последний адрес». – Стало понятно, что надо противопоставлять этому какую-то наглядную, доходчивую и очень ясную для людей идею. Надо выходить с чем-то в публичное пространство, чтобы люди усовестились. И вот тогда, глядя на немецкие камни преткновения, придумали эти таблички».
Проект появился в 2013 году в Москве. Его основополагающий принцип – «Одно имя. Одна жизнь. Один знак». Историки, активисты и обычные москвичи вешают мемориальные таблички на домах, откуда при Советском Союзе забирали репрессированных. Информационные знаки стандартизированы – это прямоугольные металлические таблички размером с ладонь, каждая посвящена одному конкретному человеку. Информацию о репрессированных долгие годы собирал правозащитный центр «Мемориал», но и каждый человек может обратиться в «Последний адрес» со своей историей.
Отличительная черта проекта – таблички устанавливаются самым обычным, часто ничем не примечательным людям, которые были перемолоты советской репрессивной машиной.
«Последний адрес», как говорят его инициаторы, сейчас особенно актуализируется, когда в России снова происходят политические преследования.
/Анастасия Канарёва, Богдан Кинащук
- Поделиться: