Президентские выборы в США и Wikileaks: русский след

Президентские выборы в США и Wikileaks: русский след

Нападения на консульство США в Бенгази можно было избежать, а гибель в Ливии четырех американских дипломатов в 2012 году — на совести Государственного департамента Соединенных Штатов, который в то время возглавляла Хиллари Клинтон. Об этом со ссылкой на слова советника Клинтон Сидни Блументаля заявил соперник Клинтон, республиканец Дональд Трамп. Ничего подобного Блументаль, впрочем, не утверждал. Кандидат-республиканец использовал непроверенный источник. Упомянутую цитату он получил благодаря публикации писем Клинтон и ряда ее доверенных лиц порталом Wikileaks. Несколько источников, включая российское информационное агентство Sputnik, распространили одно из писем, выдав его содержание за прямую речь Блументаля. Но в действительности тот лишь переслал коллеге ссылку на текст и его отрывок, опубликованный в журнале Newsweek.

«Эти слова показались мне очень знакомыми. Очень знакомыми. Настолько знакомыми, будто это были слова, которые я сам написал. Потому что так и было»,объясняет журналист Курт Айкенволд.

Вырванная Трампом из контекста цитата на самом деле была отрывком из прошлогоднего материала о том как представители Республиканской партии используют слушаниях о Бенгази для сведения политических счетов. Доверенное лицо семьи Клинтон Блументаль прислал главе президентской кампании Клинтон Джону Подесте отрывок из текста Айкенволда и прикрепил к нему ссылки. Более того, в материале сразу в нескольких местах сохранилась маркировка журнала Newsweek. Однако российская государственная информационная служба Sputnik и непроверенный твиттер-аккаунт исказили суть сообщения, подав его как прямую речь Блументаля.

Сейчас трудно сказать наверняка, каким именно из этих источников воспользовался Трамп. «Так или иначе, [Трамп] распространил информацию, которую пыталось донести до как можно большей аудитории российское правительство, — объясняет Айкенволд. — Он или использовал информацию, происхождение которой ему не было известно, или процитировал откровенно заинтересованный источник Sputnik». И даже более актуальная дискуссия касается того, как в сети вообще появились конфиденциальные материалы такого уровня — и как журналисты должны работать с информацией, до обнародования которой, вполне возможно, приложили руку спецслужбы одного из международных игроков.

Дональд Трамп. Фото Gage Skidmore

В начале октября правительство Соединенных Штатов официально обвинило Российскую Федерацию в серии хакерских атак и прямой попытке повлиять на результат нынешних президентских выборов в стране.

«Разведывательная служба США уверена, что недавнее проникновение в электронные ящики американских граждан и институтов, включая политических организаций, была организована российским правительством», — утверждали в совместном заявлении руководители Национальной разведки и Департамента национальной безопасности. Подтвердил эту информацию и Сноуден — известный тем, что обнародовал секретную информацию Агентства национальной безопасности. Экс-агент американских спецслужб заявил, что на российский след в этой истории указывают «косвенные доказательства и здравый смысл».

Хиллари Клинтон уверена — еще ни разу в истории другая страна не прилагала столько усилий для того, чтобы повлиять на результат волеизъявления американцев. «Кремль руководит хакерскими атаками на государственные учреждения США. — заявила она во время второго раунда президентских дебатов. — Целью России является повлиять на ход нашей президентской кампании. И поверьте, делают они это не для того, чтобы помочь мне — это делается ради победы Трампа».

Дональд Трамп и Хиллари Клинтон во время второго раунда президентских дебатов

Отрицать санкционирования хакерских атак на государственном уровне недавно пришлось президенту России Владимиру Путину, обвинения же представительницы Демократической партии накануне прокомментировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В интервью американскому каналу CNN он назвал все подобные заявления «достойными осмеяния»: «В последнее время все утверждают, что Россия вмешивается в американскую президентскую кампанию. Однако мы не видим по этому поводу никаких доказательств, ни неопровержимых фактов».

Отреагировал на слова Клинтон и ее оппонент Трамп:

«Каждый раз, когда происходит что-то подобное, Клинтон обвиняет Россию. Она так поступает по одной причине — чтобы связать меня с русскими. Но я не имею с ними никакой связи». Кроме этого, 70-летний магнат предположил, что никаких хакерских атак могло вообще не быть.

Однако, специалисты утверждают о влиянии российских хакеров как о доказанном факте. Частная компания CrowdStrike, специализирующаяся в сфере киберзащиты, была вовлечена Демократической партией в июле — только появились подозрения о проникновении к серверам Национального комитета учреждения. «С большой точностью можно утверждать, что за атаки отвечали две группы хакеров из России, причем со «связями с местными спецслужбами», — заявили по итогам расследования представители компании.

22 июля похищенную хакерами информацию опубликовал портал Wikileaks. Эти данные подтвердили, что руководство демократов способствовало победе на праймериз кампании Клинтон, сознательно игнорируя (и даже высмеивая) ее оппонента Берне Сандерса. Обнародование около 20 тысяч электронных писем стало причиной выхода сенатора от штата Вермонт из Демократической партии и потери своей должности председателем Комитета Дебби Вассерман Шульц. И все это — накануне съезда демократов, который должен был подтвердить выдвижения Клинтон кандидатом в президенты.

Можно предположить, что цепочка «русские хакеры — Wikileaks — Трамп» является актуальным и в случае с несколькими последними публикациями портала Джулиана Ассанжа — обнародованием писем с электронных серверов Клинтон и ее соратника Подесты. По крайней мере так поступает сам руководитель избирательного штаба демократов, который заявил: «Конечно, я не доволен тем, что в своих попытках привести к власти Трампа россияне получили доступ к моей электронной почты». По поводу же участия в этой акции Wikileaks Подеста заявил, что у него нет времени определять, какие из обнародованных писем являются равно аутентичными, а какие — сфабрикованы.

Механизм и принципы работы Wikileaks — международной журналистской организации, стала известной в 2010 году после публикации секретных документов о военных контингентах США в Афганистане и Ираке — ставили под сомнение и раньше. В 2006 году в открытом письме основатель портала Ассанж утверждал, что его приоритетом является «разоблачения репрессивных режимов в Китае, России и Центральной Евразии». Но за 10 лет деятельности, ресурс не опубликовал о режиме Путина ни одного документа, который мог бы вызвать ажиотаж, сравнимый с историей с электронными письмами Клинтон. Более того, публикации Wikileaks неоднократно положительно влияли на российские активы: документы, разоблачающие Саудовскую Аравию, портал опубликовал вскоре после заявления Путина о том, что союзник США сознательно поддерживал низкие цены на нефть для экономического давления на Россию, а вызванный ими скандал вокруг урановых месторождений в Центральноафриканской Республике сыграл на руку только одной компании — «Росатом».

«О России пишут и говорят все, кто только может. Это где-то даже скучно», — отвечал на эти упреки Ассанж. В 2012 году он стал ведущим политического ток-шоу на канале Russia Today — ведущего рупора российской пропаганды. После давления со стороны правоохранителей США, Великобритании и Швеции и просьбы об убежище в посольстве Эквадора в Лондоне Ассанж не скрывал желания получить убежище в России. По признанию Сноудена (бывшего сотрудника ЦРУ, который передал журналистам похищенную им секретную информацию в 2013 году) именно Ассанж в свое время настоял на том, что политическое убежище американцу лучше получить в России. «Я предположил и, собственно, посоветовал Эдварду, что наиболее безопасным местом для него будет Москва», — заявлял в свое время Ассанж.

Сейчас Сноуден, впрочем, далек от товарищеских отношений с Ассанжем. Он утверждает, что именно неудачный опыт Wikileaks три года назад убедил его в том, что засекреченные материалы должны публиковаться под наблюдением журналистов, а не в виде «сухих» документов. «Неприязнь Wikileaks к даже малейшим формам редактирования является ошибкой», — убеждает Сноуден. В качестве примера он привел публикацию порталом личных данных лиц, обозначенных в определенных документах — по его мнению, этого можно было избежать. Реакция твиттер-аккаунта организации была достаточно жесткой: «Оппортунизм не поможет получить тебе помилования от Клинтон».

«Неопровержимых доказательств связи Wikileaks с российскими спецслужбами нет,утверждает журналист The New York Times Эрик Шмитт. — Однако сферы интересов портала и России пересекаются подозрительно часто». В качестве примера можно привести тот факт, что обнародование порталом Ассанжа нескольких речей Хиллари Клинтон перед ведущими банкирами Уолл-стрит произошло в тот же вечер, когда разгорелся сексуальный скандал вокруг ее конкурента Дональда Трампа.

Несмотря на это, Ассанж решительно отрицает возможность пересмотреть свою позицию по полному сокрытию информации о своих источниках. «Мы предпочитаем оставлять вокруг своих источников некоторую неопределенность», — настаивает он. Портал, который получает большинство данных именно потому, что обещает источникам анонимность, вряд ли откажется от своего главного инструмента работы с материалом.

/Ярослав Друзюк