Приложение «Дій вдома», или 50 оттенков украинского бюрократического ада

Только 23 страны мира на сегодняшний день принимают украинских туристов. Одна из них — Великобритания, где среди требований для приезда фигурируют лишь действующая виза и заполненная форма о самоизоляции.

В Великобритании, которая, как и Украина, находится в красной зоне по количеству случаев коронавируса — все работает четко. Приезжай, обещай, что самоизолируешься, — и ты свободен (даже температуру не меряют). Веселее становится, когда возвращаешься домой. Потому что, несмотря на то, что количество новых ежедневных случаев на единицу населения сейчас в Великобритании меньше, чем на нашей родине, приехать оттуда в Украину не так просто. С целью облегчить вашу жизнь делюсь опытом того, как вернуться в Украину из красной зоны и избежать 14-дневной самоизоляции.

Я остановилась в Великобритании в доме своего парня. Пробыла там три ночи. В форме, которую требуют британские власти после приезда (и которую лучше заполнить на компьютере еще в Украине — не ранее чем за 48 часов до прилета), можно указать или свой адрес, или адрес членов семьи или друзей, или отель как адрес, по которому самоизолируешься. Затем вас отпускают, и соблюдение условий самоизоляции — на вашей ответственности и совести. Но самоизоляция должна длиться 14 дней или тот период, на который вы прилетаете — если он короче (в моем случае три дня).

Когда я вылетала из Манчестера, температуру тоже не мерили. Зато в украинских аэропортах ее стабильно измеряют и при входе в аэропорт и после приземления. А прилетела я в аэропорт «Борисполь».

Не успели мы дойти до паспортного контроля, как нас, пассажиров рейса Ryanair Манчестер-Киев, остановили около десяти сотрудников государственной пограничной службы. Для такого небольшого рейса это выглядело немного театрально. Нам объяснили, что мы должны согласиться на обсервацию или установить приложение «Дій вдома» и показать его в телефоне.

Если желаем раньше времени прекратить самоизоляцию, можем сдать ПЦР-тест на коронавирус — отрицательный результат нам это позволит. Для многих пассажиров контроль самоизоляции через приложение стал неожиданностью, поэтому возник шум от шквала вопросов, на которые часто не было точного ответа. А у нескольких пассажиров не оказалось украинских SIM-карт (приложение работает только с отечественными). И если раньше вам приходилось слышать, что SIM-карты выдают на границе, — уверяю, что это неправда. По крайней мере, в «Борисполе» этого никто не делал.

В моем случае вопрос к работникам службы был таким: какие авторизованные лаборатории уполномочены присылать отрицательный результат теста в Центр общественного здоровья, согласно заявленному алгоритму? Ведь по состоянию на 6 июля ситуация была парадоксальной: авторизованными были только государственные лаборатории, но в них не делают тест тем, кто не имеет симптомов коронавируса. А частные лаборатории соглашались сделать тест, однако давали понять, что дальнейшая его судьба — это мои проблемы.

Впоследствии, уже 7 июля, Центр общественного здоровья Минздрава Украины наконец предоставил перечень лабораторий, которые, в случае отрицательного теста, сами занимаются исключением человека из приложения «Дій вдома». Сколько дней занимает исключение — неизвестно.

Но 6 июля, через 10 дней после опубликования 522-го постановления КМУ, все это работало хаотично. Где я могу сдать анализ, мне не смогли сказать ни пограничная служба, ни (впоследствии) полиция. Поэтому я сама выбрала клинику. На вопрос, что мне потом делать с результатом, пограничники развели руками и порекомендовали спросить в отделении Национальной полиции возле выхода из аэропорта.

В отделении полиции, несмотря на рабочее время (12:30), висела табличка со словами: «Если я не на месте, звоните» и номером телефона. Потом появился мужчина в форме полицейского. Я спросила, что должна делать, когда получу отрицательный тест.

— Это вам нужно было у Госпогранслужбы спросить.

— Я спрашивала, мне сказали, что это к вам.

После паузы и еще нескольких уточняющих вопросов полицейский сказал: «Вы можете отнести свой тест в районное отделение полиции».

— А мне не скажут звонить или писать письма?

— Не должны.

Довольная хоть какой-то конкретикой, я приехала в клинику, где у меня взяли мазок из носа и горла. Вся процедура — примерно 5 минут и, в моем случае, 1800 гривен.

Я вернулась домой, где по правилам приложения «Дій вдома» должна была активировать систему не позже чем через 24 часа после прилета. И не думайте, что эти 24 часа вы сможете провести спокойно, даже если будете находиться в дороге до места самоизоляции. Приложение каждые полчаса спрашивает: «Вы уже прибыли к своему месту самоизоляции? Если нет, сделайте это как можно быстрее».

Купив продукты, я обрекла себя на контролирование искусственным интеллектом. В приложении все довольно просто. Вводишь информацию о себе и адрес помещения, в котором самоизолируешься. Далее нажимаешь, что ты уже на месте, подтверждаешь свое местопребывание на карте. Камера включается автоматически.

Приложение тебя просит повернуть голову вправо, влево, наклонить ее, моргнуть. Это для того, чтобы потом иметь возможность аутентифицировать себя во время будущих подтверждений. Все выполняешь правильно — приложение тебя хвалит. А потом показывает, сколько дней самоизоляции у тебя осталось.

Запросы для селфи могут приходить в любое время с 9:00 до 21:00. Я активировала самоизоляцию в 12:30, но первый запрос на подтверждение мне пришел аж после 20:00. А за несколько минут до этого я получила результат ПЦР-теста. Он оказался отрицательным.

На следующее утро я пошла в отделение полиции, как мне и посоветовали в аэропорту. Там долго не могли понять, чего я хочу, и сначала даже не хотели принимать результат теста.

— Это не к нам.

— Но мне говорили, что к вам. Можете просто принять документ?

И несколько минут спустя:

— Звоните по номеру 102 и там объясняйте.

— Но как я им докажу, что у меня отрицательный результат? Тем более, что этот результат действует всего 72 часа.

Позже меня пропустили в канцелярию.

Пока я разговаривала с полицейскими в отделении, мой телефон разрывался от уведомлений приложения «Дій вдома»: «сделайте фото-подтверждение» — четыре раза и, наконец, крупными буквами — «ВЫ НАРУШИЛИ КАРАНТИН». Поскольку мое фото в маске искусственный интеллект все равно бы не принял, а снимать маску в помещении нельзя, я эти сообщения игнорировала.

Я заполнила заявление, где просто объяснила, что вернулась из Великобритании, стала на учет с помощью приложения «Дій вдома», сделала ПЦР-тест и хочу закончить самоизоляцию, поскольку условия, выдвинутые Министерством здравоохранения, выполнила.

У меня спросили, что это за условия и где они их могут увидеть.

— Это министр здравоохранения Максим Степанов сказал на брифинге.

— Кто это?

— Министр здравоохранения Украины.

— А, это тот, новый.

Поскольку на слово, что такая информация точно есть, мне в полиции не поверили, я решила позвонить пресс-секретарю Минздрава. Он трубку не брал. Я нашла постановление в интернете и показала в канцелярии. Мое заявление и результат теста наконец приняли, поставили печать и отдали копию.

— Примерно через месяц вам позвонят по этому заявлению. Хотя вам, пожалуй, это уже будет не нужно.

— Пожалуй, — ответила я.

Женщина, общавшаяся со мной последней, посоветовала:

— Вы главное не волнуйтесь. Вы не первая уже приходите.

— Вот я как раз и хочу объяснить людям, что им делать. Поскольку я украинка, могу к вам прийти и объясниться. А что делать иностранцам? Таких вопросов в интернете множество. Я журналистка, напишу об этом статью.

— Хорошо, будем очень вам благодарны.

Вышла на улицу. Мне перезвонил пресс-секретарь Минздрава Артем Дехтяренко. Я рассказала ему о своих действиях и на всякий случай уточнила, все ли сделала правильно. Он подтвердил.

Уже дома мне позвонили из полиции (насколько я поняла, из центрального отдела).

— Почему вы не соблюдаете правила самоизоляции?

— Я сделала тест, зарегистрировала его в полиции, все условия выполнила.

— Пришлите мне результат теста через Viber.

После того, как я прислала тест, сообщений от полиции больше не поступало. Мое приложение «Дій вдома» до сих пор просит меня сделать фото, а отсчет до конца самоизоляции показывает, что осталось 12 дней. Но в отделе полиции подтвердили, что уведомления от приложения я теперь могу игнорировать.

Самоизоляцию я прошла по всем правилам. Кстати, сами правила за это время стали немного четче, но сколько еще людей будут нервничать из-за несовершенной системы? И почему нет англоязычной версии приложения для иностранцев?