Принцесса Диана на грани нервного срыва: как фильм «Спенсер» рассказывает историю королевского развода

Что происходит за закрытыми дверями поместий королевской семьи Великобритании? Какие тайны и скандалы скрывают от публики? Поиск ответов на эти вопросы, похоже, никогда не потеряет актуальности, особенно в кинематографе. Самая успешная попытка понять королевскую семью — сериал «Корона». Казалось бы, нужен ли новый фильм на эту тему? Режиссер Пабло Ларраин думает, что да — и на экраны выходит биографическая драма «Спенсер: Тайна принцессы Дианы».
Для режиссера это уже не первый фильм о влиятельных женщинах XX века. Ранее он снял фильм «Джеки» о супруге президента США Джона Кеннеди, пытающейся осмыслить смерть мужа. Вместе со «Спенсер» эти ленты образуют своеобразную дилогию, в которой автор пытается дать героиням из медиа и истории голос, оживить их. При таком подходе невозможно достичь исторической точности, впрочем, фильм о принцессе Диане и не претендует на это. Уже с первых секунд он предупреждает зрителя, что это «выдумка по мотивам настоящей трагедии».
События разворачиваются в течение трех дней зимних праздников 1991 года: Сочельника, Рождества и Дня подарков. Королевская семья по традиции отправляется в имение Сандрингем для празднования. С самого начала нам показывают Диану-бунтарку. Она решает сама приехать в имение (а где же водитель, это нарушает протокол!), сбивается с дороги и прибывает после королевы (и снова нарушение протокола). Диана меланхолично воспринимает эту ситуацию, она уже привыкла быть белой вороной. Далее героиня должна пройти традиционное взвешивание, которое происходит до и после празднований — чтобы проследить, все ли набрали вес. Это должно означать хорошо проведенное время. Как мы увидим позже, Диана страдает булимией, и взвешивание воспринимает скорее как попытку контроля и насмешку.

Королевскую семью Великобритании сложно назвать тоталитарной, однако именно такой она воспринимается в фильме. Каждый шаг, каждое событие должны быть четко по графику и в приличествующем наряде, который подберут костюмеры. Даже доставка продуктов похожа на снабжение боеприпасами, ведь ее осуществляет вооруженная охрана.
Зритель наблюдает за этим протокольным действом глазами Дианы, которой все труднее быть участницей этого представления «для своих». Все, что разворачивается на экране, является попыткой представить состояние Дианы и понять ее не как королевское лицо, а как мать, жену и просто живого человека. Отдельные факты в ленте подлинны — например, что леди Ди терпеть не могла рождественские праздники с королевской семьей.
Лента постоянно меняет форму и жанр. В начале зритель погружается в драму о сложных родственных отношениях и одиночестве. Чем дальше, тем больше фильм напоминает триллер. За каждым шагом героини следят, контролируют малейшую деталь — от одежды до того, можно ли раздвинуть в комнате шторы, которые в конце концов зашивают. Триллер переходит в психологическую драму, когда Диане начинает являться призрак Анны Болейн, королевы Англии XVI века, которую казнили из-за того, что она якобы изменяла королю.

В одной из сцен принц Чарльз говорит Диане, что всех в этой семье должно быть по двое: одна версия настоящая, а другая — для публики и фотографов. Что-то похожее происходит и с попыткой актрисы Кристен Стюарт воплотить леди Ди на экране. Когда она общается с другими, скажем, в придорожном кафе, это похоже скорее на попытку скопировать манеру Дианы держаться на публике — производит впечатление крайней вынужденности. И только когда Диана остается в одиночестве, Стюарт удается передать измученную женщину на грани нервного срыва.
Турбулентные три дня в фильме показывают, как именно и почему Диана решила расстаться с принцем Чарльзом. Впрочем, для Дианы в фильме это решение о том, что нужно выбрать себя и отделиться от фальшивой фигуры принцессы Уэльской. Именно здесь немаловажную роль играет название фильма. Диана вспоминает, что она Спенсер — и может быть свободной.
- Поделиться: