Проект Тимошенко не позволяет привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение

Проект по наказаниюза незаконное обогащение, который подала народный депутат и кандидат в президенты Юлия Тимошенко не позволяет привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение.

Проект по наказаниюза незаконное обогащение, который подала народный депутат и кандидат в президенты Юлия Тимошенко не позволяет привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение.

Об этом сообщает Центр противодействию коррупции (ЦПК).

«Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, незаконность оснований приобретения признанные в судебном порядке, а так же передачатаких активов любомудругому лицу»,—говорится в проекте.

В Центре противодействия коррупции отмечают, что такая формулировка практически делает невозможным привлечение к уголовной ответственности за незаконное обогащение. Ведь предлагается два этапа признанияобогащениенезаконным. Сначала суд должен признать незаконность оснований приобретения активов, а затем по второму кругу, руководствуясь судебным решением, вновь расследуется то же деяние.

«То есть, чтобы предъявить кому-то подозрение в незаконном обогащении детективам и прокурорам придется в отдельных производствах получить решения судов об установлении фактов незаконности оснований приобретения чиновником тех или иных активов. Более того, эти решения должны вступить в законную силу, то есть пройти стадию апелляционного обжалования —доэтогомогут пройти годы. Таким образом, для реальных коррупционеров риск минимален»,—добавляют в ЦПК.

Развитаяформулировка «незаконности оснований приобретения» включает, в частности, недействительность сделок, влечет за собой, в основном, гражданскую ответственность.

«Например, если у вас не было соблюдено нотариальной формы договора купли-продажи дома, то это лишь основание вернуть вам деньги, а имущество —продавцу. Это не делает вас фигурантом дела о незаконном обогащении. Однако в формулировке Тимошенко —сделает. Своим законопроектом, Тимошенко вероятно хочет, чтобы в суде доказали, что за средства, полученные в качестве взятки, были приобретены, например, конкретный автомобиль или недвижимость.

Поскольку суды руководствуются исключительно нормами права и не могут выходить за их пределы, поэтому, могут, например, наказать за взяточничество, но у них нетполномочий устанавливать непосредственно на что сама взяткабыла потрачена», —добавили в ЦПК.

Как сообщалось ранее, предлагаемый президентом Украины Петром Порошенко закон онезаконном обогащении хуже закона, введенногов2011 году— вовремена президента-беглеца Виктора Януковича.

28февраля президент Петр Порошенко внес нарассмотрение Верховной Радыновый законопроект, предусматривающий уголовную ответственность занезаконное обогащение.

Напомним, 26 февраля стало известно, что Конституционный судпризнал неконституционнойстатью Уголовного кодекса об ответственности за незаконное обогащение. С жалобой на эту статью УК в Конституционный суд 12 декабря 2017 обратились 59 народных депутатов. Их интересы в суде представляет депутат от «Народного фронта» Павел Пензеник.

Общественные организации предупредили, что отмена ответственности за незаконноеобогащение приведет к прекращению сотрудничествас МВФ.

Антикоррупционная инициатива Европейского Союза EUACIназвала несодержательными аргументы, руководствуясь которыми Конституционный суд решил признать статью о незаконном обогащении неконституционной.

Национальное антикоррупционное бюро объявило, что решение КСУ означает, чтовсе уголовные производства в части, касающейся незаконного обогащения этих лиц, будут закрыты.

Уголовную ответственность за незаконное обогащение в Украине ввели в 2015 году в рамках выполнения Плана действий по визовой либерализации ЕС. Это требование также было среди пунктов меморандума сотрудничества с Международным валютным фондом.