«Происходит агрессивная ревизия всех результатов «революции роз»

Watch on YouTube

Гия Хухашвили, политолог

В 13-ю годовщину “революции роз” в Грузии “Громадское на русском” спросило у политолога Гии Хухашвили о результатах тех событий и том, как грузинское общество к ним относится спустя годы.

Как вам кажется, почему официальные лица не устраивают никаких мероприятий по этому поводу? Почему ни одна партия не отмечает эту дату?

Сейчас мы проходим этап, когда происходит агрессивная ревизия всех результатов “революции роз”. И в принципе сейчас нет настроя ни у власти, ни у Национального движения помпезно отмечать эту дату. Эмоции очень накалены. И на этом фоне, конечно же, нет никакой возможности проводить торжественные мероприятия. Само наследие революции противоречиво. Есть, конечно, позитив, но были негативные моменты, которые сейчас превалируют.

Как вы считаете, каковы результаты “революции роз”? Какие плоды она принесла?

Попытаюсь дистанцироваться от собственных эмоций. Сама революция была логичной. Историческая закономерность подталкивала грузинскую общественность к революции. Первые годы были временем романтизма и они были результативными. Саакашвили, что бы о нём ни думали, сделал очень многое в то время. Практически весь государственный сектор был очищен от коррупции. А это было тотальным в Грузии в то время. Силовая система была тоже очищена от коррупции. И первые годы проходили под этим романтическим, позитивным знаком. Но после этого, когда понятие “быть во власти” стало самоцелью, некоррумпированная система интегрировалась в политику и политизировалась.

То есть вы хотите сказать, что коррупция вернулась, или действующий режим заигрался во власть?

Да, заигрался во власть, был ею развращён. Быть во власти стало самоцелью. Система была некоррумпирована, но политическая составляющая стала превалировать над всеми остальными государственными целями. За правами человека не стало видно самого человека. Интересы государства стали доминировать над свободами: свободой волеизъявления, свободой медиа и так далее. Тенденция узурпации власти пошла очень быстро. И всё опиралось на некоррумпированную, но политизированную систему.

Мы в Украине несколько романтически смотрим на “революцию роз”, нам кажется, что Грузии удалось совершить большой скачок, а каким образом граждане Грузии воспринимают эту революцию?

Сегодняшняя власть эксплуатирует то, что было создано тогда. Она сама ничего не создавала. Единственным её достижением было убрать из власти узурпатора. Других системных достижений в реформах нет, они ничего не меняли. Они водят ту машину, которую в своё время конструировал Саакашвили. Эмоции разные: те, кого коснулась государственная машина, те смотрят с агрессией, потому что своя шкура ближе к телу. Люди, которых переехала эта государственная машина, не могут смотреть сквозь призму государственных интересов. Шкурные интересы заставляют их ненавидеть Саакашвили и вообще ту власть. Но это эмоции. Если посмотреть через призму истории, то, я думаю, что, несмотря на эти противоречия, Саакашвили всё-таки историческая фигура для Грузии. Несмотря на всю его эксцентричность (мы даже иногда сомневаемся в его психической нормальности: нормальный человек за то короткое время такие реформы не смог бы провести), он выжигал мечом весь негатив, который был свойствен той коррумпированной системе.

А как вам кажется, почему партия Саакашвили тоже не отмечает эту дату?

Не отмечают, потому что их раздирают внутренние противоречия. Они проиграли выборы, и эти раны пока что открыты, у них сейчас не то настроение. Кроме того, у самой партии идёт противостояние группировки Саакашвили и сегодняшней политической элиты, и на этом фоне проводить мероприятия у них нет настроя.

Почему грузинским реформаторам не удалось добиться подобного успеха в Украине?

Всё-таки Грузия страна маленькая… Может, есть и другие причины, но сейчас не буду углубляться. В маленькой стране такие реформы проводить более-менее возможно. Что касается Украины, то была допущена ошибка (или сознательно это было сделано). Она заключалась в том, что Саакашвили дали локальный проект – в Одессе. В одной области проводить экспериментальный проект неправильно, потому что реформой надо заниматься системно. Локальный проект не срабатывает, потому что всё остальное съедает, даже если появляются какие-то результаты. Я думаю, что если у украинской власти была политическая воля проводить эту реформу, Саакашвили и его команда должны были сидеть в Киеве, и им должны были дать чрезвычайные полномочия. Сознательно или несознательно, это не было сделано. У Саакашвили очень хороший нюх. Почему он взял этот локальный проект, хотя с самого начала было понятно, что локальный проект проводить бессмысленно и в любом случае он был обречён. Почему он допустил такую ошибку, мне непонятно.

Ведущий Алексей Тарасов
«Громадское на русском» 24 ноября 2016 года
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!