«Путь к миру лежит через гендерное равенство» — интервью со спецпредставителем НАТО
Женщины и дети страдают от военного конфликта иначе, чем мужчины, и по—другому переживают стресс вследствие травмы. Они —более уязвимы к сексуальному насилию, которое часто сопровождает конфликт.
Ольга Токарюк
Женщины и дети страдают от военного конфликта иначе, чем мужчины, и по-другому переживают стресс вследствие травмы. Они —более уязвимы к сексуальному насилию, которое часто сопровождает конфликт.
Как защитить женщин в зоне конфликта и как способствовать их равноправному участию в жизни общества в мирное время? Об этом Громадское расспросило в спецпредставителя Генсека НАТО по вопросу женщин, мира и безопасности Клэр Хатчинсон, которая впервые приехала с визитом в Украину.
Ваша должность в НАТО несколько своеобразна. Вы занимаетесь вопросами женщин, безопасности и мира. Поэтому хотелось бы узнать, в чем заключаются ваши обязанности? И почему так важно говорить о женщинах в контексте НАТО?
Как вы знаете, это мой первый визит в Украину, и для меня было очень важно в конце концов приехать, так как меня лично интересует эта страна и ситуация с безопасностью женщин в ней.
Как вам известно, НАТО — это прежде всего военный альянс, но это также и политическая организация, и вызовы современности требуют, чтобы у генсекретаря НАТО был собственный представитель по вопросам женщин и безопасности. Мы изучаем факторы, которые влияют на женщин во время конфликтов и в мирное время. Это главное, чем мы занимаемся в НАТО.
Мы знаем, что женщины страдают во времена войны, и их часто маргинализируют в мирный период.
Это лежит в основе резолюции Совета Безопасности ООН 1325, на которой основываются мои предложения. Внутри НАТО мы называем это инклюзивным подходом к вопросам безопасности. Мои полномочия включают безопасность женщин, детей во время конфликта и защиту мирного населения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Дискриминация в украинской армии: про женщин и не только
СпецпредставительГенсека НАТО по вопросам женщин, мираи безопасности Клэр Хатчинсон во время интервью Громадского.Киев, 16 мая 2018.Фото: Сергей Дунда/ Громадское
У вас было немало встреч с украинскими чиновниками и представителями гражданского общества. Каковы ваши впечатления о роли женщин в военной сфере, особенно в условиях конфликта?
Я была невероятно поражена всеми, с кем я встречалась, но первым делом —женщинами. В Украине чрезвычайно активное, очень сильное и просто поразительное женское сообщество. У нас была возможность встретиться со многими женщинами здесь, услышать их мнения, что важно для них в контексте Украины, в контексте безопасности, и что эта безопасность значит.
Мы были на слушаниях и настроены вернуться в Киев еще. Мы выслушали их с представителями НАТО с Консультативной панели по вопросам гражданского общества. Консультативная панель создавалась с целью дать возможность женщинам во всех уголках мира говорить с нами о безопасности. И мы очень довольны тем, что Украина принимает в ней участие, что можем слышать то, что хотят сказать украинские женщины.
Вопросы, которые беспокоят женщин, одинаковые везде —это вопрос семьи, широкой безопасности диалога о мире и как он выглядит, как обезопасить общество. Но также важно понимать, что безопасность —это значительно больше, чем военный вопрос, это понятие гибридное. Речь и о развитой экономике, которая даст возможность учесть эти женские голоса в политических процессах, и об участии женщин в парламенте.
Надо убедиться, что учтены предложения в сфере обороны того большого количества женщин, которые сейчас представлены в Национальных вооруженных силах. На руководящем уровне там много женщин, а это очень важно для безопасности и обороны.
Говоря об украинской армии, стоит отметить, что она является одной из самых мощных среди армий стран не членов НАТО. Ее укрепление стало следствием российской агрессии. Как НАТО может сотрудничать и поддерживать украинских военных в контексте гендерного равенства и безопасности женщин?
Резолюция 1325 в редакции октября 2000-го года провозглашает, что все страны должны разработать Национальный план действий по выполнению резолюции, и он в Украине разработан. План уделяет внимание двум вещам: первая —увеличить количество женщин в силах обороны, а вторая —убедиться, что все военные доктрины разработаны с учетом гендерного равенства.
Как здесь может помочь НАТО? Следить, сотрудничать, поддерживать Украину в развитии Национального плана действий, проверять, все ли необходимые элементы включены, сделать возможным ряд усовершенствований в сфере безопасности и обороны и удостовериться, что женщины могут подняться в военных рангах.
Вам нужны женщины на уровне генералов, да и вообще во всех направлениях обороны. Это значит идти в ногу с международными договоренностями, с Национальным планом действий.
Что мы собираемся делать? Поддерживать Украину, помогать понять, какие индикаторы нужны, и поддерживать гражданское общество, чтобы знать, что голоса его представителей услышаны —в области обороны также.
СпецпредставительГенсека НАТО по вопросам женщин, мираи безопасности Клэр Хатчинсон во время интервью Громадского.Киев, 16 мая 2018.Фото: Сергей Дунда/ Громадское
У вас большой опыт работы в конфликтной и постконфликтном среде, например, в Косово. Скажите, что может Украина в условиях войны на Донбассе сделать для женщин и детей в зоне конфликта?
Конфликты влияют на женщин совсем иначе, чем на мужчин, это испытание для женской безопасности и защиты. Конфликт не является одинаковым для всех, он влияет на женщин диспропорционально.
Очень часто мы сталкиваемся с относящимся к конфликту сексуальным насилием, проблемами беженцев и незащищенностью детей. Но мы не воспринимаем это как сам конфликт. Надо убедиться, что на это оперативно реагируют политики.
Защищать женщин означает слышать их, слышать то, что они хотят нам сказать. Но часто законодательные процессы происходят без учета их голосов. Женщины —это лучший индикатор защищенности общества.
Как мы можем убедить власть прислушиваться к гражданскому обществу? В Украине, как я уже отмечала, невероятно сильные и деятельные женщины: они и помогут определить, какие меры необходимо принять в целях безопасности. Потому что невозможно достичь цели без участия в процессах безопасности. У нас должно быть равноправное женского участие в политике, это будет способствовать улучшению уровня безопасности.
Еще один важный вопрос —это посттравматический синдром, который женщины и дети переживают в результате конфликта. Как может ваш личный опыт и опыт НАТО помочь украинцам справиться с этим новым для нас вызовом?
Первое, что мы должны принимать во внимание опять-таки —это непропорциональное влияние конфликта. Женщины страдают от травм войны совсем иначе, чем мужчины. Возьмем женщин-комбатантов, которые реинтегруются в мирное сообщество —знаем ли мы, какие вызовы встанут перед ними? Известно ли, как конфликт влияет на их здоровье?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Удар по правам женщин: как запугивают и избивают участников акций 8 марта
И в случаях, когда главные пострадавшие от травм войны —это мужчины, как на счет их жен с детьми? Существуют программы, которые учитывают их проблемы? Ведь они также страдают. Нам стоит перенимать опыт других стран с конфликтами для принятия наилучших возможных решений для лучшей защиты и улучшения положения женщин. Женщины должны принимать участие в реабилитации и восстановлении своих сообществ, они имеют право решать.
Вы сказали, что надо учиться на чужом опыте. Могли бы вы привести примеры, на которые стоит ориентироваться Украина?
Я видела много конфликтов во всем мире —от Косово до Южного Ливана, от Гаити до Конго. Главный урок —это необходимость присутствия женщин. Начать стоит с изменений в законодательстве и конституции —гендерное равенство должно стать во главу угла. Женщины должны быть в парламенте, в правительстве, присутствие женщин необходимо для реформ, в частности, системы безопасности и обороны.
Отношение к женщинам в постконфликтных странах —индикатор того, насколько реально примирение. Если женщины наравне с мужчинами представлены во всех сферах общества, страна становится более безопасной, а вероятность конфликта уменьшается.
Другой урок —необходимость учитывать интересы женщин в экономической политике. Нужно дать возможность женщинам расти и инвестировать в свой бизнес. Но также важно убедиться, что политическая структура обеспечивает женщинам возможность быть услышанными. Опять-таки, они должны принимать участие в выборах, голосовать и быть кандидатами.
Невозможно создать сильное сообщество и прочный мир без участия половины населения. Это очень просто. Мы видим по опыту, что общества, которые ставят принцип гендерного равенства в основу постконфликтного урегулирования, обеспечивают себе мирную жизнь.
СпецпредставительГенсека НАТО по вопросам женщин, мираи безопасности Клэр Хатчинсон во время интервью Громадского.Киев, 16 мая 2018.Фото: Сергей Дунда/ Громадское
Медиа сообщали о случаях сексуального насилия на Донбассе, которое совершали обе стороны конфликта. Однако расследование большинстве этих случаев не продвигается, а в обществе существует табу на эту тему. Как преодолеть это?
Об этом нужно говорить. Сексуальное насилие присутствует в каждом конфликте. Некоторое время считалось, что оно является непременным атрибутом и досадным следствием войны, женские тела являются просто военными трофеями.
Теперь мы знаем, что это не так —в 2008 году была принята резолюция ООН о сексуальном насилии в зонах конфликта. Любое насилие над женщинами является нарушением международного права и прав человека и не будут международное сообщество терпеть это не будет.
Сексуальное и другое насилие —это преступление с точки зрения международного права и будет соответственно преследоваться при наличии доказательств.
В ООН существует специальная команда экспертов, которая отправляется на место проводить расследование таких случаев. Я считаю, что любые виды насилия против женщин, не только сексуального и не только в зоне конфликта, должны вызывать осуждение общества. Насилие не может быть частью развитого общества, а тем более демократического сообщества. Здоровье и благополучие женщин чрезвычайно важны, и мы должны руководствоваться этим в законотворческом процессе.
Сейчас много говорят о миротворческой миссии на Донбассе, как она должна выглядеть, кто должен участвовать. Каково ваше видение? Какую роль могут сыграть в ней женщины?
По моему опыту работы в миротворческих миссиях могу сказать, что женщин к ним привлекать необходимо —как военных наблюдателей, так и солдат в составе миссий ООН. Свой опыт работы в миротворческих миссиях я активно использую в НАТО.
Мы сотрудничаем с ООН, Евросоюзом, ОБСЕ и другими коллегами на международной арене, потому что понимаем необходимость вместе решать вопросы равенства женщин. Мы помогаем таким странам, как Украина, и другим, кто в этом нуждается. Я верю, что коллективно мы найдем лучшие решения в сфере поддержки национального плана действий, правительственных инициатив по проблеме сексуального насилия. Всегда лучше работать вместе.
- Поделиться: