Разведчикам, которые готовили операцию по «вагнеровцам», аннулировали загранпаспорта — «Схемы»
Загранпаспорта всех пятерых бывших работников разведки, готовивших операцию по задержанию наемников ППК «Вагнера», сочли недействительными. Так решили на основании сфальсифицированных документов, и лишь после вмешательства журналистов документы снова обновили.
Об этом говорится в расследовании программы «Схемы».
Речь идет о Юрии Семенюке, Романе Червинском, Игоре Дзере, тогдашнем руководителе ГУР МО Василии Бурбе и еще одном разведчике, который попросил не называть его имя.
Основанием такого решения является то, что паспорта разведчиков якобы были оформлены с нарушением законодательства. Журналисты выяснили, что документы были изъяты на основе соответствующего письма на бланке Миграционной службы пограничникам.
В Миграционной службе ответили журналистам, что такого письма никогда не не писали и не отправляли. Там также отметили, что ничего не знают о нарушениях в паспортах этих разведчиков.
Законодательство предусматривает, что это письмо должно было доставлять фельдъегерская служба. Тем не менее, журналисты выяснили, что она ничего не доставляла.
Глава Госпогранслужбы Андрей Демченко пояснил «Схемам», что такие письма можно отправлять и обычной почтой, а также заверил, что пограничники приняли во внимание это письмо, не заметив в нем признаков подделки. Записи о недействительности паспортов уже удалили, однако Юрий Семенюк своим загранпоспортом воспользоваться больше не сможет — его порезали пограничники после попытки мужчины уехать за границу.
А почему аннулировали?
Юрий Семенюк считает, что это может быть попыткой давления власти на разведчиков.
«Одновременно журналист Bellingcat Христо Грозев анонсировал расследование, было много публикаций по этому поводу. И, возможно, кто-то считал, что мы — или лично я, или эти пятеро мужчин, — будем искать возможности встречи с Христо Грозевым и лететь в Болгарию или за границу, не знаю», — сказал Семенюк.
О чем идет речь?
17 ноября проект журналистских расследований Bellingcat опубликовал расследование операции украинских спецслужб по задержанию наемников частной военной компании «Вагнера».
Расследователи, ссылаясь на бывшего главу Главного управления разведки Минобороны Василия Бурбу, пишут, что глава Офиса президента Андрей Ермак предложил перенести операцию на неделю.
Накануне Украина как раз достигла договоренностей о новом перемирии на Донбассе, которое вступило в силу 27 июля. По словам Бурбы, Офис президента заявил, что если операция продлится, как было запланировано, и завершится задержанием «вагнеровцев» 25 июля, режим прекращения огня придется отменить еще до начала перемирия.
Позже, по словам Бурбы, представители Офиса президента предложили сократить задержку до 4 дней, поэтому вылет и захват «вагнеровцев» перенесли на 29 июля 2020 года. Но фактически в ГУР МОУ смогли перебронировать билеты для «вагнеровцев» лишь на 30 июля.
«Вагнеровцы» приехали в Минск 24 июля за несколько недель до президентских выборов в стране. Лукашенко подозревал всех вокруг в заговорах против него и попытках свержения режима. В конце концов белорусские правоохранители получили информацию, о том, что в страну прибыли более 200 боевиков для «дестабилизации ситуации в период избирательной кампании» — и 29 июля наемников, которых рассчитывали встретить уже в Украине, задержали по соседству.
А что об этой операции говорят в Украине?
Временная следственная комиссия (ВСК) Верховной Рады отмечает, что это была не спецоперация, а спецмероприятие. Там объясняют, что спецоперации устраивают правоохранительные органы, тогда как спецмероприятие по «вагнеровцам» было организовано сотрудниками спецслужб.
За два дня до обнародования информации Bellingcat ВСК заявила, что активную часть операции по «вагнеровцам» перенесли с 25 июля на 30 июля 2020 года. Но комиссии не удалось установить, кто и на каком уровне в Украине принял такое решение. Никакого документа с таким указанием от должностных лиц не нашли.
ВСК также не нашла подтверждений того, что президент Владимир Зеленский приказал отсрочить мероприятие, а у Андрея Ермака, руководителя Офиса президента, не было таких полномочий. Министр обороны мог санкционировать только определенные действия в рамках спецмероприятия, но не управлять им в целом.
- Поделиться: