"Российские власти больше не хотят, чтобы в Украине прошли выборы" – эксперт
Григорий Фролов, директор по развитию фонда «Свободная Россия»
Григорий Фролов, директор по развитию фонда «Свободная Россия»
В Украине не будут проводиться российские выборы, и граждане России (их 81 тыс. по данным властей Российской Федерации) не смогут прийти на участки, которые обычно располагаются в посольствах и консульствах и проголосовать
-Вы собирались голосовать на этих выборах?
-Безусловно.
-Как отреагировали на новость, которая буквально сегодня появилась о том, что 18 сентября, через неделю, эти выборы на территории Украины не состоятся? Что будете делать?
-Дико удивился, особенно, прочитав такие новости рано утром в субботу, но я все-таки конечно подождал бы развития событий.
-Думаете, они как-то поменяются?
-Кто знает, это все-таки достаточно серьезная история. К тому же нужно сказать, что все-таки посольства являются достаточно специфическим объектами с точки зрения права, поэтому может быть все-таки выборы будут проведены, но давайте подождем.
Очень хочется здесь разделять, а не путать такие моменты, как голосование на оккупированной территории Крыма и зарубежное голосование на выборах в Госдуму, которое должно было быть организовано в посольствах и консульствах РФ
-Понятно, разница в том, что Россия считает Крым своей территорией, поэтому там организованы полноценные выборы
-Безусловно, но здесь вопрос в том, как понимать эти два разных феномена. Потому что лидеры крымско-татарского народа призвали к бойкоту выборов в Крыму, за ними последовало заявление Рады, и, если такова стратегия сопротивления насильственной аннексии Крыма, я совершенно, с удовольствием готов с этим решением солидаризироваться. Потому что это действительно незаконный акт. Если мы говорим о непосредственно голосовании российских граждан в посольстве на территории Украины – то это совершенно другая история. Послушайте, российские власти больше не хотят, чтобы тут кто-то проголосовал, чем украинские на самом деле.
-Почему?
-Потому что совершенно очевидно, что в Украине голосование будет протестное. Как оно будет протестное в Северной Америке, как оно будет протестное в Англии, где проживает большое количество россиян, которые уехали из России по политическим мотивам. Если мы посмотрим просто как развивалась ситуация с организацией зарубежного голосования в Украине до заявления Порошенко или его пресс-секретаря, то мы увидим, что российские власти всячески противились тому, чтобы что-то здесь организовывать. Два дня назад я был в эфире на радио Свобода и говорил им о том, как российские власти всячески пытаются нарушить право россиян, проживающих в Украине на свободное волеизъявление. Если посмотрим, к примеру, как проходили последние выборы депутатов в Госдуму на территории Украины, то было открыто 17 избирательных участков, чтобы люди могли прийти проголосовать. Сейчас сначала заявляли об открытии 4 избирательных участков, то есть в каждом консульстве: в Харькове, Одессе, Киеве и во Львове, соответственно. После этого во Львове решили не голосовать. После этого был большой скандал, что давайте вообще отменим голосование в Украине, потому что есть некоторые соображения по безопасности, мы боимся провокаций и т.д.
-Ну «бандеровцы» конечно пойдут на участки
- «Бандеровцы» конечно особенно во Львове пойдут поджигать консульство, потому что там голосуют. Эта ситуация два дня назад была. А сегодня у нас уже обратная ситуация, когда украинские власти говорят о том, что нельзя россиянам здесь голосовать.
-То есть волей-неволей украинские власти подыграли российским?
-Мне очень не хочется верить, что кто-то намеренно подыгрывал российским властям. Но на самом деле я не вижу никакой пользы для Украины в том, чтобы россияне здесь не смогли проголосовать. Потому что для россиянина, для члена политической эмиграции в Украине, пойти проголосовать в посольство 18 числа - это значит пойти и выразить свой протест против режима Владимира Путина, против аннексии Крыма.
-Если конечно это люди, которые испытывают такие чувства – некоторые не испытывают
-Послушайте, давайте на какие-то очевидные вещи смотреть. Все-таки Украина не была в последнее время той страной, в которой очень нравится жить людям, которые поддерживают политику Кремля, особенно если отправиться в город Киев, к примеру. Я буду очень сильно удивлен, если на голосовании на территории Украины победит партия Единая Россия. Я буду совершенно уверен, что победит какая-то другая партия – это моя конечно оценка. Но в том, что люди пойдут в первую очередь голосовать, чтобы высказать свой протест - я совершенно в этом уверен.
-Тем временем в России активно готовят участки в Приднестровье том же, чтобы там можно было проголосовать…
-Смотрите, это очень важный момент. На территориях таких, как Украина, где и Кремлю, и правлению партии Единая Россия совершенно очевидно, что никто за них голосовать не пойдет, выборы готовятся очень специфически: 3 участка на огромную страну с большой-большой российской диаспорой. С другой стороны, если возьмем Приднестровье – то в Приднестровье только в городе Тирасполе будет 5 участков, в городе Бендеры будет еще 5 участков. И вообще в Приднестровье зарегистрировано 120 тысяч голосов российских избирателей. Я совершенно уверен, что не может столько там проголосовать на тех участках, столько там зарегистрировано. Но тем не менее, это некоторый бонус для партии власти.
Если мы сейчас посмотрим на то, к каким одномандатным округам приписаны приднестровские голоса, то это будет Иркутск - крайне протестный регион, в котором недавно победил губернатор-коммунист, до этого были мер-коммунист, в котором рейтинги партии власти просто невероятно низки. Другой округ – это округ господина Неверова, руководителя аппарата партии Единая Россия, который тоже идет в Смоленской области, в которой на прошлых выборах рейтинг Единой России был 30%. То есть люди под себя делают эти округа, чтобы пройти спокойно победить на приднестровских голосах или голосах Южной Осетии (в Южной Осетии, маленькой, будет открыто 17 избирательных участков).
Все просто: в Приднестровье ездила российская парламентская организация, люди там прекрасно знают, что как они проголосуют, так они потом и получат госдотации от России. Потому что Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия – это республики, которые живут на бюджете РФ. Фактически мы сейчас находимся в ситуации, когда Кремль делает все, чтобы российские граждане, проживающие в очень специфических местах (при этом мы прекрасно понимаем, как там паспорта получают люди в этих республиках: буквально с фуры за подпись, потому что важно было Кремлю иметь там российскую диаспору) получат полный доступ к российскому избирательному процессу. При этом люди, которые проживают в странах более развитых, которые сознательно уехали из России - у них это будет горазд более затруднительно. Если брать США - будет участок в Нью-Йорке, Бостоне, Майями, естественно ничего там более-менее ближе к людям не будет. При этом там в одном Нью-Йорке проживают десятки тысяч наших сограждан. Такая же ситуация в Украине. И в данном случае я очень надеюсь на какое-то позитивное развитие данных событий, я очень рассчитываю, что украинские власти изменят свою позицию по данному вопросу. Я не считаю, что позволить голосовать россиянам в Киеве, значит каким-то образом поддержать голосование в Крыму. Позволить россиянам голосовать в Киеве - это позволить российской политической эмиграции проголосовать против того, что происходит в Крыму.
-Давайте поговорим про российскую политическую эмиграцию: насколько она здесь активна, насколько те граждане России, которые переехали сюда получили статус беженцев или давно проживают на территории Украины (как мы знаем здесь довольно много таких людей), насколько они включены в российскую политическую жизнь, следят ли за новостями, партиями и собирались ли они голосовать на выборах 18 сентября учитывая, что в России с каждыми выборами становится все меньше воздуха?
-Понятно, что люди разные есть. Если мы говорим о беженцах или искателей убежища, то эта категория граждан в принципе не может голосовать на выборах в соответствии с законом потому, что эти люди фактически отказываются или теряют российское гражданство. Но есть достаточно большая политическая эмиграция, есть достаточно больше количество известных российских политических и гражданских активистов, которые находятся сейчас на территории Украины.
Мы естественно занимались определенным количеством активности в преддверии голосования, сейчас там ведется активная регистрация наблюдателей. Мы очень призывали всех прийти голосовать. И пока у нас не будет финального решения по поводу того, что будет 18 числа на выборах, мы продолжаем призывать всех идти голосовать. Отдать свой голос - это практически последний из формальных вариантов влиять на события в России с территории зарубежных государств. То есть для нас, как для российской эмиграции очень важно оставлять за собой право, оставлять за собой мостик, как-то влиять на то, что происходит на территории России: прорывать инфо-сопротивление, бороться с пропагандой, доносить до людей правду и, в принципе, влиять на события.
Понятно, что ни у кого из нас нет большой мечты про честные выборы в России, мы прекрасно понимаем, что выборы - это всегда самая лучшая социология. Выборы - это всегда звоночек для ребят, которые сидят в Кремле, чтобы они видели, что не все так у них хорошо, что есть люди, готовые выразить протест и надо как-то пыл свой поумерить.
-Вы занимаетесь проектом «Эмиграша» для людей, которые переезжают в качестве беженцев или просто чтобы жить, поскольку в России это не возможно. Насколько пространство в общении между эмигрантами российскими в Украине настроено? Есть ли вообще это пространство? Как оно развивается за последние 2 года? Те люди, которые переехали в Украину: проявляются ли какие-то сообщества, формируются ли общности эмигрантов?
-Безусловно, сейчас российская эмиграция не только в Украине, но по всему миру находиться в процессе создания «эмигрантской инфраструктуры». Появляются community, появляются организации, которые занимаются социализацией беженцев и эмигрантов, которые занимаются изучением проектов по созданию российских community и по усилению их роли в жизни, непосредственно российской, по усилению голоса на Западе. Украина, естественно - не исключение. Киев является одним из основных форпостов для эмиграции из России, для беженцев из России и для людей, которым либо стало невыносимо там находится в связи с их политическими убеждениями, либо которые совершенно сознательно сейчас уезжают, чтобы саморазвиваться и работать на благо другого сообщества, в данном случае украинского.
Сообщество растет, сейчас есть целый ряд активистских групп, одна из которых непосредственно наша. Мы видим достаточно позитивный тренд, не смотря на то, что есть определенные проблемы с получение статуса беженца, несмотря на то, что есть очень сложный диалог между российским эмигрантским сообществом и непосредственно украинцами. Мы понимаем откуда эти проблемы.
-Насколько комфортно существовать в такой среде? Не секрет, что на россиян, как представителей страны-агрессора здесь реагируют довольно остро. По крайне мере в социальных сетях, в публичной плоскости это всегда вырастает в конфликты: «Россия нам здесь не нужна, уезжайте строить свою Россию в Москву, проводите Майдан, а потом мы с вами поговорим». Насколько ситуация изменилась за последний год?
-Я бы на самом деле сказал, что самая позитивная ситуация, с точки зрения общественного мнения, для россиян была, когда война была в горячей фазе. Потому что тогда для общества было гораздо понятней, зачем нужны союзники. Многие российские политические активисты, люди, которые выступали против войны и аннексии Крыма, воспринимались украинским сообществом как союзники внутри большой страны-агрессора. Конечно за последний год-полтора ситуация сильно ухудшилась. Потому что никакого позитивного развития событий в России сейчас нет, с точки зрения гражданской среды, с точки зрения политики правящего режима. Война продолжается (просто в более вяло текущей фазе), никаких прогрессов от этих союзников никто не дождался. Но нужно понимать, что в России все-таки очень сложный режим сейчас. И в России можно поплатиться годами тюремного заключения за свою политическую позицию, за свои активные политические и гражданские действия.
Сейчас на самом деле эта проблема в коммуникации между россиянами и украинцами, особенно между активно выступающими, публично более активными россиянами - она закрыта в капкан непонимания того, что на самом деле может произойти с людьми из России. Потому что для среднего украинца, когда ему говорят про российских беженцев, стандартная реакция: «А чего он там бежит? Вышел с плакатом один раз и теперь бежит, думает, что ему медаль должны дать?» Но, послушайте, на самом деле люди бегут от очень сложных, серьезных дел. Несколько активистов Майдана, которые сейчас в Крыму сели на 10 и 4 года по каким-то надуманным судейским обвинениям - это очень хороший случай того, как можно показать людям, что реально происходит. Я сейчас делал несколько десятков репостов вконтакте совершенно невинных материалов, за что люди сидят в тюрьме. Сейчас для нас очень важно обществу украинскому объяснить, что реально происходит.
Еще один важный момент: российская пропаганда и ее действия привели к достаточно неожиданной вещи в Украине. Если во многих других странах российская пропаганда продолжает влиять на политическую жизнь, то в Украине, из-за того, что ее было так много и так уж она была зла и сильна, украинское общество просто отстранилось от любой информации, которая исходит из России. Поэтому, если кто-то говорит про новости в России - это либо шутки про Киселева, либо - ничего. И вся эта тирада из уголовных дел против гражданских активистов, все новости по поводу Закона Яровой, по поводу карательной психиатрии, по поводу любого нарушения прав человека проходит мимо украинского дискурса. Поэтому, когда мы начинаем говорить о действительно серьезных проблемах людей, которые переезжают, мы оказываемся в «медиавакууме», который мы стараемся сейчас победить.
«Громадское на русском» 10 сентября 2016 года
Ведущая: Екатерина Сергацкова
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!
- Поделиться: