Российский сериал о Чернобыле и Tinder для ФСБ. 5 событий этой недели, которые нас удивили

Каждую пятницу Громадское собирает пять историй постсоветского пространства, которые удивили нас больше всего.

Путин: «Я что, свадебный генерал, что ли?»

Президент России Владимир Путин не получил приглашение от лидеров западных стран на празднование 75-й годовщины высадки союзнических войск в Нормандии. Глава РФ заявил, что не видит в этом проблемы.

«По поводу приглашения... мы тоже не всех приглашаем и не на каждое мероприятие. Почему меня должны обязательно везде куда-то приглашать? Я что, свадебный генерал, что ли? Мне своих дел хватает здесь», — заявил президент России во время встречи с международными информационными агентствами.

Путин также добавил, что если «заняться какой-то конспирологией», то можно представить, что западные лидеры «хотели пошушукаться между собой» о дальнейших отношениях с Россией.

Летняя терраса на братской могиле

В центре Кишенева возле одного из ресторанов сооружают летнюю террасу. Монтажные работы практически проходят наместе захоронения жертв сталинских репрессий. Есть архивные документы, которые подтверждают, что на этом месте находится братская могила с останками 85 человек.

Районные власти Кишенева выдали разрешение на проведение строительных работ компании Snack House (с англ. «Дом закусок»). Глава администрации района Буюкань в Кишеневе Вадим Брынзанюк заявил, что работы не капитальные и идут без ограждений. «Если объект не будет соответствовать нашим условиям, мы его снесем», — заверил он.

Агентство по инспектированию и реставрации памятников наоборот заявляет, что строительство нарушает законодательство, связанное с культурным наследием и защитой памятников. Монтажно-строительные работы проходят на участке, который относится к большому городскому парку «Валя Морилор», а этот парк, в свою очередь, является национальным историческим памятником.

В начале мая Агентство обратилось в суд и теперь ждет рассмотрения дела. Если суд решит, что заказчик террасы действительно нарушил закон, он запретит строительство и может обязать его выплатить штраф — 15 тыс. леев (725 евро).

«Сдирание кожи с продажного судьи»

В Арбитражном суде Краснодарского края участник процесса о банкротстве прислал документы в конверте с изображением картины голландского художника Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» («Суд Камбиса»).

Судья Андрей Гарбовский слушает дело о банкротстве строительной компании ООО «Сочи-Абсолют». Письмо в конверте с репродукцией картины в суд направил кредитор компании Станислав Голубев. Он требует выплаты 8 млн рублей ($123,2 тыс.). Голубев добивается аннулирования прав одной из покупательниц, которая заключила с застройщиком договор инвестирования, а не долевого участия.

Судья решил разобраться, не проявил ли Голубев в случае с письмом неуважительное отношение к суду и не следует ли наложить на его штраф. Грабовский провел отдельное заседание по этому вопросу и пришел к выводу, что неуважение к нему проявлено не было.

Российский взгляд на события в Чернобыле

В России закончились съемки сериала «Чернобыль» Алексея Мурадова для НТВ. Сюжет разворачивается вокруг подполковника советской контрразведки, который пытается остановить агента ЦРУ и предотвратить взрыв на ЧАЭС. В сериале играют Игорь Петренко и Надежда Михалкова.

Еще одну историю о Чернобыле начал снимать Данила Козловский, который также является режиссером картины и исполнителем главной роли. Это фильм о миссии работников станции Ананенко, Баранова и Беспалова, которые спускались под разрушенный реактор и заходили в зараженную радиацией воду, чтобы открыть слив воды из бассейна-барботера.

Под присмотром: Tinder будет передавать ФСБ личную переписку пользователей

Роскомнадзор обязал Tinder передавать ФСБ переписку и данные пользователей. В июле прошлого года в РФ вступил в силу «закон Яровой», согласно которому мессенджеры, сервисы электронной почты и другие платформы для обмена сообщениями обязаны хранить в течение полугода и предоставлять по требованию ФСБ личные данные пользователей, их переписку, а также аудио, видео и другие материалы из сообщений. Если не предоставить эту информацию, ресурс могут заблокировать.

На сайте Tinder говорится, что компания собирает имя и пароль пользователя, а также дополнительную информацию, которую пользователь сам предоставляет платформе: образ жизни, фото, интересы.

Компания отмечает, что может раскрыть эту информацию только по решению суда, а также в случае ведения расследований правоохранительными органами.