«Россия заинтересована в скандалах вокруг учений „Запад-2017“» — журналист
Есть ли чего бояться, и почему этот страх выгоден России? Мы поговорили с главным редактором «Еврорадио» Виктором Малишевским.
На территории Беларуси стартовали совместные учения России и Беларуси — «Запад 2017». В них примут участие 13 тысяч военных. Опасения из-за такого количества вооруженных людей в непосредственнойблизости от Евросоюзауже высказывают соседние страны. Есть ли чего бояться, и почему этот страх выгоден России? Мы поговорили с главным редактором «Еврорадио» Виктором Малишевским.
Чтоу вас в стране слышно о «Западе-2017», насколько они важны и чегоот них ждут?
Обычным белорусам они точно не важны. Но обычные беларуси следят за скандалами, с которых начинаются учения. Такие российско-белорусские учения проходят раз в несколько лет, и называются они не «Запад». Периодичности особой нет, но каждый раз возникают какие-то скандалы вокруг этих учений.
В 2012 году, например, все были обеспокоены тем, что на учениях отрабатывается ядерный удар по Варшаве.
Это был сценарий учений?
Нет, это был сценарий, которого все боялись. Сценарий, — и мы подчеркиваем это, — всегда носит оборонительный характер. И в этот раз тоже очень подчеркивали это.
Сценарий тоже очень интересен. В этот раз все боятся двух вещей — белорусы боятся, что российский контингент войск, который зайдет в Беларусь, там и останется. Понятно, что все боятся, что дальше будет, как в Украине. Вторая вещь, которую боятся — что они там не останутся, а они куда-нибудь перейдут. Куда-нибудь на запад, куда-нибудь севернее. Наибольшее опасения вызывает Литва. Вызывает у Литвы.
Фото: Громадское
Учения начались со скандала, потому что якобы произошла какая-то утечка информации, по которой было видно, что на территории Беларуси, там был тендер Министерства обороны вооруженных сил России, на поставку эшелонов на территорию Беларуси. И оказалось, что их там несколько десятков тысяч. Эксперты посчитали, что во время учений на территорию Беларуси зайдет до пятисот тысяч российских солдат. И это всех очень обеспокоило. Российское министерство обороны опровергло — сказали, что там была ошибка. И такие ошибки, или такие опровержения, они периодически возникают, и каждый раз это вызывает какой-то всплеск эмоций на территории Беларуси и соседних стран. Эксперты даже сходятся во мнении, что, возможно, Россия тем самым сама провоцирует обсуждение этих учений, которые в принципе, наверное, обычные, каких было много.
Как выглядит сценарий «Запада-2017?»
Очень любопытно: есть три страны, их назвали какими-то странными словами, но в Беларуси запомнили только одну страну — это Вейшнория, которая находится на территории Гродненской области в Беларуси. И из этих трех стран якобы пытаются напасть на территорию Беларуси. Но напасть не просто чтобы захватить кусок страны, а напасть пытаются какие-то террористические организации, сепаратистские, и нападение это нужно для того, чтобы поссорить союзников по союзному государству почему-то.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:На западной границе: чего ждать от военных учений России и Беларуси?
Если переложить на ситуацию, которая сейчас происходит в мире, то получается, что возникли какие-то сепаратисты, террористические сепаратистские организации, которые нападают на какую-то небольшую территорию Беларуси, и Беларусь просит у России помощи в ликвидации этих конфликтов. Это как бы Украина попросила помощь у России в ликвидации ДНР — сепаратистских групп Стрелкова и прочих.
То есть, «воевать» против НАТО никто на этих учениях не будет?
Нет, вроде бы не будет. НАТО не террористическая организация? Получается, что нет. Но судя по тому, сколько там участвует боевой техники, неслабые террористические организации собираются на нас нападать.
Знаю, что появление этих условных государств вызвало массу шуток. Расскажите, как шутят беларусы об этих учениях?
Беларусы очень странно пошутили, они вдруг воспринял одного из агрессоров за своих. Это Вейшнория, которая находится на территории Гродненской области. Все тут же стали сравнивать, кто там живет — есть карта этой Вейшнории, — оказалось, что в 2004 году там жили те, кто голосовал за Позняка на выборах. Позняк — это был оппозиционный кандидат, самые главные оппозиционные силы.
Фото: Громадское
Все посмотрели, что да, это на границе с Литвой, и все захотели жить в этой Вайшнории, которая победит в результате этих учений. В интернете уже возникли паспорта Вейшнории, все их активно получают, подписываются — это ID такой, «Паспорт Вейшнории». Майки Вейшнории. Ну и очень много шуток, а экономисты уже то ли в шутку, то ли не в шутку обсуждают, как мы восстановим экономику после победы Вейшнории в этих учениях.
То есть получается, что кто-то успевает сделать бизнес на этой истории?
Я не знаю, как бизнес, но уж хейпануть успевают все.
Как эти учения воспринимаются простыми гражданами?
Обычных граждан это сильно не касается, касается только политических сил, которые проводят какие-то свои политические мероприятия, когда такие учения проходят. «Русский солдат, прочь из Беларуси!» — было и такое. Обычных людей это касается только с том случае, если кого-то призовут в качестве резервиста. У нас есть такие партизаны, которых призывают. Наверное, около 1,5 тысяч будет таких людей.
Простых людей касается только в плане вот таких шуток, которые распространяются в соцсетях, молодежь сейчас активно шутит. Все, больше ничего.
Россия заинтересована, чтобы были скандалы вокруг этих учений. Потому что если есть скандалы, то больше обращают на это внимание. Все скандалы связаны с тем, что Россию надо бояться — а Россия и не скрывает «И хорошо». И бойтесь на всякий случай.
Теряет одна Беларусь в геополитическом плане. Получается, что Беларусь должна соглашаться каждый раз с Россией, Беларусь вынуждена оправдываться за Россию. Беларусь не может отказать России. И более того — министерство обороны Беларуси заявляют, например, что российские войска начали прибывать для учений на территорию Беларуси. Если вы понимаете, что это скандальная тема, и если это вызывает у общества негатив, отторжение, — лучше не говорить в официальных сообщениях, дополнительно не подбрасывать в огонь дрова. Но министерство обороны Беларуси подбрасывает с удовольствием. Но при этом проводит для журналистов не пресс-конференции, а брифинги, на которых особо нельзя задать вопросы, а можно только послушать о характере учений.
- Поделиться: