С 1 мая украинцы будут платить за газ по-новому. Что изменится и каких цен ждать?

Женщина платит за жилищно-коммунальные услуги в банке во время карантина, Киев, 15 мая 2020 года
Женщина платит за жилищно-коммунальные услуги в банке во время карантина, Киев, 15 мая 2020 годаУНИАН/Александр Синица

С 1 мая для украинцев снова изменятся условия оплаты за газ — это будет уже второе изменение правил игры с начала года. Однако власти, похоже, пытаются сделать все, чтобы заметили это как можно меньше людей. На новые тарифы населения переведут автоматически, хотя от повышения цен это, похоже, не спасет.

Как и сколько мы будем платить за газ, а также как на цены будут влиять государственные и частные монополисты — читайте в нашем материале.

Что изменится с 1 мая?

С этой даты поставщики газа автоматически переведут всех украинцев на годичные контракты. До 25 апреля на своих сайтах поставщики должны опубликовать цену на газ, которая будет действовать в течение года — с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021-го.

Поэтому пока невозможно точно сказать, какой будет цена, но очень вероятно, что выше тех 6,99 гривны за кубометр, которые были зафиксированы правительством до конца марта. В частности, об этом говорит и тот факт, что 16 апреля цены на украинском рынке достигли максимума за два года.

В то же время после того как поставщик установит цену, в течение года он не сможет ее повысить, изменения возможны только в сторону понижения.

Также следует понимать, что у разных поставщиков цены будут отличаться. И когда поставщики обнародуют свои предложения, украинцы смогут сменить поставщика, выбрав того, кто предложит более выгодную цену. Как это сделать, мы писали в этом материале (см. последний раздел).

Но если менять поставщика вы не планируете, то делать ничего не надо — с 1 мая новый годичный контракт вступит в силу автоматически, и вы будете получать платежки, как и всегда.

Кроме смены поставщика, у потребителей есть возможность в рамках одного поставщика менять годичные тарифы на месячные или квартальные (если они, у него конечно, есть). Например, если летом цены пойдут вниз, возможно, более выгодным будет перейти на месячный тариф. Однако есть нюанс — потом вернуться снова к годичному контракту можно будет только с разрешения поставщика.

Зачем опять что-то менять и при чем здесь МВФ?

Власти говорят, что введение годичного тарифа должно защитить население от ценовых колебаний. Помните, почему зимой правительство ввело фиксированные тарифы? Потому что в условиях рынка цены пошли вверх, и люди начали выходить на так называемые «тарифные майданы».

Однако фиксированная цена никак не стыкуется с рынком газа, который в Украине заработал с лета 2020 года. И дело не только в том, что рынок нужен для здоровой конкуренции, но и в том, что он — одно из условий сотрудничества с Международным валютным фондом (на которое Украина согласилась).

И если временное замораживание цен власти еще как-то могут «продать» МВФ, то о постоянных фиксированных ценах речь не идет. Так, в конце марта глава представительства Фонда в Украине Йоста Люнгман призвал украинское правительство воздержаться от ручного контроля цен на газ. Он также предложил систему, о которой не говорит только ленивый — адресные субсидии тем, кто не может платить.

«Существует (и будет существовать) значительная часть украинского населения, которая не может покрыть расходы на газ, тепло, горячую воду и электроэнергию. Самый эффективный способ поддержать эти домохозяйства — идентифицировать их и оказать им финансовую поддержку из бюджета», — сказал Люнгман.

Участники акции протеста против повышения тарифов на газ и электроэнергию «Поздравь президента платежкой» у Офиса президента Украины, Киев, 25 января 2021 годаУНИАН/Александр Синица

Не прислушиваться к МВФ правительство не может, ведь в условиях коронакризиса мы имеем серьезный дефицит бюджета, и транш МВФ нам очень нужен. Более того, еще и Путин бряцает оружием на границах и угрожает войной, в связи с чем занимать деньги Министерству финансов становится все труднее.

Поэтому в итоге формально Украина возвращается к рыночным условиям, но с другой стороны — власти обязывают поставщиков на протяжении года не менять цены, что можно назвать своеобразной заморозкой тарифа.

Такое решение украинского правительства похоже на попытку проскользнуть между струйками — и МВФ не разочаровать, и население турбулентностью цен не злить (по крайней мере год).

Мы обратились к МВФ и спросили, что там думают о новых газовых правилах. В представительстве Фонда в Украине ответили: «Пока у нас нет комментариев по поводу этой инициативы».

Большие и маленькие

Чтобы цены на годичные контракты были как можно меньше, государство в лице «Нафтогаза» обещает обеспечить поставщиков газом на весь год. Так, в конце марта компания заключила соглашение с фирмой «ЙЕ Энергия» олигарха Дмитрия Фирташа, которая поставляет газ региональным газсбытам.

Дело в том, что у «Нафтогаза» есть доступ к дешевому ресурсу своей дочерней компании — «Укргаздобычи», которая, собственно, и добывает газ в Украине. То есть «Нафтогаз» будет продавать «ЙЕ Энергии» газ по ценам несколько ниже рыночных, а газсбыты, соответственно, смогут обеспечивать украинцев газом в течение года.

Здесь надо помнить, что газсбыты Фирташа являются монополистами рынка, плюс сам «Нафтогаз» также увеличивает свою долю.

«Региональные газсбыты отвечают за поставки газа в 65% домохозяйств. «Нафтогаз», в свою очередь, поставляет газ 13% потребителей розничного рынка», — говорится на сайте госкомпании. То есть «Нафтогаз» и компании Фирташа занимают почти 80% рынка и имеют доступ к ресурсу «Укргаздобычи».

А что же с остальными?

СЕО энергетической компании ETG Владимир Шведкий говорит в беседе с hromadske, что они также направили запрос «Нафтогазу», чтобы заключить аналогичное соглашение, однако ответа пока не получили. Решение ввести годичные контракты Шведкий считает преждевременным.

«Если ставить себе цель обеспечить более низкую цену, желательно делать это летом. Во-вторых, если “Нафтогаз” обеспечит газом только компанию, занимающую 90% рынка, нельзя говорить о рыночных условиях, рыночном ценообразованим и условиях для всех», — отмечает он.

Спрогнозировать цену СЕО компании ETG не берется, так как это зависит от ответа «Нафтогаза». Параллельно поставщик ведет переговоры с украинскими добывающими компаниями и импортерами «для калькуляции годичных контрактов». Разница, у кого покупать газ, довольно ощутима.

«Если говорить сегодня (беседа состоялась 15 апреля, — ред.), то разница от импортного паритета где 1-1,5 тысячи гривен (за тысячу кубометров,  — ред.). То есть у “Нафтогаза” можно купить дешевле, чем на рынке», — пояснил Шведкий.

Территория станции теплоснабжения (СТ) «Позняки», в Киеве, 8 июня 2018 годаУНИАН/Вячеслав Ратынский

В компании Neogas также еще не определились с ценой годичного контракта для населения, но прогнозируют, что это будет 7-9 гривен за кубометр. Решение о переходе на летние соглашения там считают неоднозначным.

«История действительно не очень про свободный рынок, поскольку сейчас очень высокая цена и трудно спрогнозировать ее колебания. Цена обычно падает с января, а сейчас апрель, и она зашкаливает. Поэтому, по логике, поставщики будут ставить высокую цену, чтобы застраховать себя от убытков. Потребителям следует понимать, что в таком случае месячные контракты будут дешевле», — говорит директор по развитию Neogas Ксения Ахметова в комментарии hromadske.

С другой стороны, годичные контракты защищают компании от оттока клиентов, ведь целый год цена не будет меняться, и мало кто из потребителей решит поменять поставщика, добавляет Ахметова.

Что же касается соглашения с «Нафтогазом», то в компании отмечают: с ними сотрудничают, однако пока запрос на заключение сделки, аналогичной с «ЙЕ Энергия», не направляли.

«Надеемся на продолжение нашего сотрудничества независимо от колебания цен на рынке. Когда у тебя есть годичный контракт — это гарантия стабильности», — говорит Ахметова.

Она также указывает на то, что справедливым было бы предоставлять равный доступ к ресурсу «Укргаздобычи» всем поставщикам, иначе ни о каком о рынке нельзя говорить, и монополия никуда не денется.

* * *

Однако пока годичное соглашение с «Нафтогазом» заключила только компания Фирташа, сообщили hromadske в пресс-службе «Нафтогаза». В то же время с другими компаниями там также работают.

«Сейчас работа идет, готовятся контракты, в телефонном режиме с поставщиками разговариваем, о контрактах договариваемся. От этой недели (разговор был в понедельник, 19 апреля — ред.) мы ожидаем, что все проекты документов уже будут готовы, и будут первые контракты, кроме “ЙЕ Энергии”», — ответили нам в госкомпании.

Для более детального комментария пресс-служба попросила прислать запрос на электронную почту, мы это сделали и ожидаем ответа.

Как мы уже упоминали, украинские компании считают справедливым, чтобы доступ к дешевому ресурса «Укргаздобычи» имели все участники рынка, а не только «Нафтогаз». Такую идею разделяет временно исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко.

В начале марта он анонсировал, что госкомпания будет продавать весь добытый газ на рыночных условиях. По его мнению, именно такой механизм должен обеспечить низкие цены на газ для населения, ведь поставщики тратили бы на приобретение газа меньше денег.

Однако пока об этой истории больше ничего не слышно. Более того, сам Витренко уже сидит в Минэнерго на чемоданах, а правящая фракция «Слуга Народа» открыто ищет ему замену.

В то же время, как утверждает Liga.net со ссылкой на источник в окружении президента Зеленского, власти «просили» поставщиков сильно цены не повышать.

Владимир Шведкий и Ксения Ахметова в разговоре с hromadske отметили, что в их компании такие обращения не поступали.

«Нет, мы слишком маленькие, чтобы к нам обращались с такими просьбами. Что касается других поставщиков, тоже не слышал. Думаю, о таких вещах не говорят», — говорит Шведкий.

Так или иначе, нам как потребителям остается ждать обнародования цен на газ и выбирать самые выгодные предложения.