«С Мустафой сложно говорить, он предпочитает молчать»

Тамила Ташева, продюсер фильма “Мустафа”

Продюсер фильма “Мустафа” Тамила Ташева - о том, как снимался фильм о лидере крымских татар.

Известно, что Мустафа не получил премию Сахарова, хотя он был одним из главных кандидатов. На сколько я знаю, во время закрытых голосований именно он побеждал. Но Европарламент принял другое решение. Как вы отнеслись к тому, что премия досталась не Джемилеву?

Мы и вчера говорили с Мустафой-ага, и я на пресс-конференции об этом говорила, что личность Джемилева и так отмечена всеми. Да, премия Европарламента еще раз бы привлекла внимание в личности Джемилева, к проблемам крымских татар, оккупированных территорий. Но сказать, что я очень сильно расстроена, я не могу. Я думаю, что это вопрос политический, и последние несколько лет такие правозащитные премии получают в основном люди, связанные с проблемами беженцев или войной в Сирии, правозащитники с Ближнего Востока.

В тот же день на кинофестивале “Молодость” в Киеве представили документальный фильм о Джемилеве. Что вы узнали нового о главном герое? Было ли что-то такое, что для вас открылось и чего вы не ожидали увидеть?

На самом деле, общаясь с Мустафой Джемилевым, я всегда что-то новое открываю. Он был очень искренним в этом фильме. Например, один из героев этого фильма, Семен Глузман, у которого мы брали интервью, – это известный психолог, работающий сейчас в Украине, говорит, что с Мустафой очень сложно говорить, он предпочитает молчать. И действительно, люди, которые знают его, многие моменты могут понимать благодаря его мимике, как он посмотрел или еще что-то. Для меня, с другой стороны, по-новому открылся вопрос его личной жизни, его отношений с супругой, и у нас это такой четкой линией проходит отношение Сафинар Джемилевой с супругом, как они познакомились. Она говорила в фильме, как она была готова носить эти баулы за ним по всему Советскому Союзу. Поэтому для Меня Джемилев не стал более “плохим” в связи с общением и изучением его личности или, наоборот, большим героем. Он просто открылся с других сторон, потому что я на него смотрела больше как на лидера крымских татар, а он показался с другой стороны, с человеческой.

Какая прокатная судьба ожидает фильм и куда вы планируете дальше его повезти?

Мы сейчас ведем переговоры с различными дистрибьюторами, как украинскими, так и зарубежными, думаю, что после премьеры, в рамках фестиваля можно будет поговорить с европейскими дистрибьюторами. В первую очередь нам помогает фестиваль «Молодость», мы собираемся везти фильм на Берлинский кинофестиваль, и там у них есть отдельная программа документального кино. Мы собираемся везти на североамериканский фестиваль Sundance, это известный фестиваль, еще на ряд документальных фестивалей. В дальнейшем мы хотим показать фильм на украинских телеэкранах, мы сейчас ведем переговоры с некоторыми каналами, но это ближе к 18 мая, к годовщине депортации, мне кажется это будет актуально. И конечно, прокат в кинотеатрах, но это будет после того, как мы отвезем фильм на международные фестивали - это условие фестивальных площадок.

Ведущие: Алексей Тарасов, Екатерина Сергацкова
«Громадское на русском» 27 октября 2016 года
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!