С «Роттердамом» и без. Как Ринат Ахметов диктует правила на рынке электроэнергии

1 июля 2019 года прекратила существование печально известная формула «Роттердам+». С ее помощью самый богатый украинец Ринат Ахметов, которого считают монополистом в сфере энергетики, зарабатывал немалые деньги. Но и после того, как формула перестала действовать, компания Ахметова ДТЭК сильно не жалуется. Помог запуск рынка электроэнергии, и теперь для бизнеса и остальных небытовых потребителей свет стоит дороже, чем за рубежом.
Громадское объясняет, как Ринату Ахметову удавалось получать миллиарды гривен на покупке угля, почему он не сильно протестовал против отмены «Роттердам+» и как сделать экономику менее зависимой от воли одного человека.
Что такое «Роттердам+»?
Формула «Роттердам+» — это методика формирования цены на уголь при производстве электроэнергии тепловыми электростанциями. Она действовала с мая 2016 года, а журналисты-расследователи и некоторые народные депутаты называли ее одной из самых коррумпированных схем. И вот почему.
Стоимость угля, которій сжигали украинские ТЭС, формировалась так: цена на него в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена плюс доставка через море в Украину. На самом деле тепловые электростанции, большинство из которых принадлежат группе ДТЭК Рината Ахметова, сжигали или импортируемый российский уголь, или добытый на украинских шахтах. Стоимость доставки из России существенно ниже, а отечественный импортировать вообще не нужно.
Украинский уголь еще и дешевле, но насколько — не понятно, потому что ДТЭК, которая добывает более 80% украинского угля, держит эти цифры за семью печатями. В начале года тогда еще глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, а ныне представитель президента в Кабмине Андрей Герус писал, что наибольшую прибыль компания Ахметова получает именно на продаже угля своим же ТЭС.
Формула «Роттердам+» вызвала рост стоимости киловатт-часа, полученного от тепловых электростанций. Только в 2016 году она выросла почти вдвое. В итоге это отразилось и на кошельках украинцев, которые стали больше платить за свет, в том числе, из-за этого роста.
Национальное антикоррупционное бюро, которое открыло дело против лиц, причастных к внедрению формулы «Роттердам+», оценило ущерб от нее в 19 млрд грн ($760 млн). 14,3 млрд грн ($572 млн) получили частные компании, которые были инициаторами такого тарифа.
Почему «Роттердам+» уже не действует?
Формула «Роттердам+» автоматически перестала действовать после того, как заработал рынок электроэнергии. Закон об этом рынке был принят еще в апреле 2017 года, однако двух с лишним лет не хватило для того, чтобы подготовиться к его запуску.
За месяц до запуска в Офисе президента заговорили о возможной отсрочке реформы. Такую идею поддержали и международные партнеры. Однако депутаты даже не стали рассматривать президентский законопроект, внесенный в начале июня.
Запуск рынка совпал с едва ли не самыми низкими ценами на уголь в портах Роттердама. За последние полгода стоимость упала со $100 за тонну до $50. Если бы формула продолжала действовать, должна была бы снизиться и стоимость электроэнергии, которую производила тепловая энергетика.

Почему рынок электроэнергии выгоден для Ахметова?
После начала работы рынка электроэнергии суперприбыльная для Ахметова формула «Роттердам+» перестала работать. Но энергия от тепловой генерации только подорожала — в июле тариф для ТЭС вырос на 16%.
Новый рынок электроэнергии создали для того, чтобы между компаниями-производителями и поставщиками наконец появилась конкуренция: большую выручку получал бы тот, кто предлагает более низкую стоимость электричества. Но оказалось, что в новых реалиях у Ахметова просто нет конкурентов.
Ими могли быть государственные компании Энергоатом и Укргидроэнерго, себестоимость электроэнергии которых дешевле, чем угольного «киловатта», но правительство «навесило» на них до конца 2020 года спецобязательства продавать львиную долю электроэнергии для нужд населения по фиксированным и более низким, чем рыночные, ценам.
Для населения это хорошо, ведь так удалось избежать увеличения сумм в платежках в среднем до 20%. А вот для компаний и развития рынка — нет.
А главное — ДТЭК, которая контролирует более 80% тепловой генерации, получила возможность продавать более дорогую так называемую «балансирующую» электроэнергию. Потребности в ней возникают, когда есть пиковое потребление, которое нужно перекрыть. Например, в аномальную жару или во время аварии на одной из генерирующих станций. Обычно в мире для этого используют более дешевые гидроэлектростанции, однако в Украине таких мощностей не хватает, поэтому включают более дорогие ТЭС.
Кроме того, ДТЭК производит каждый третий «зеленый» киловатт в стране, который государство обязано выкупать по фиксированной цене до 2030 года.

Что может сделать правительство?
21 августа Кабинет министров принял постановление о возложении специальных обязанностей на рынке электроэнергии, что позволит снизить тарифы для бытовых потребителей в среднем на 10-11%. Из цены на поставку электроэнергии Укрэнерго убрали компенсацию за «зеленый тариф», переложив ее на Энергоатом и Укргидроэнерго. На выходе получили снижение цены, за которое заплатит государство.
Частным компаниям тоже следует приготовиться, считает представитель президента при правительстве Андрей Герус.
«С точки зрения справедливости, критически важно, чтобы регулятор в сентябре принял обоснованное решение о понижении тарифов некоторых частных энергетических компаний. Ведь частные компании, которые так хотели новый рынок, тоже должны участвовать в решении проблем, вызванных этим новым рынком», — написал он после правительственного заседания.
По мнению Геруса, ночной тариф стоит повысить на 10%, а дневной снизить на 10-15%, что в сумме даст удешевление электроэнергии на 9%.
Более радикальный способ озвучил главный редактор Цензор.Нет Юрий Бутусов. По его информации, на заседании в Офисе президента на прошлой неделе рассматривали, как можно еще больше снизить стоимость электроэнергии для бытовых потребителей. И один из предложенных вариантов — использовать ценовые ограничения, чтобы заставить Ахметова продать часть активов.
- Поделиться: