«Самые фотографируемые люди на мировых неделях моды – это люди в вышиванках»

Соня Забуга, главный редактор журнала ELLE

В Киеве завершилась 39-ая неделя моды - Ukrainian Fashion Week. Дизайнеры представили главные тренды сезона весна-лето/2017. Девизом этой недели стали слова "Модно быть смелым!" Главный редактор журнала ELLE Соня Забуга рассказала в интервью “Громадскому на русском” о настоящем и будущем украинской моды.

Неделя моды - это всегда некое высказывание о том, что было и том, что будет. Какой была эта неделя моды? Что она нам сказала?

Вы знаете, я всегда говорила и продолжаю говорить, что сегодня украинская неделя моды, это не просто неделя моды, куда приходят фэшн-инсайдеры как на свое рабочее мероприятие, это проект который стал имиджевым для нашей страны. То количество иностранной прессы и иностранных гостей, которые по приглашению оргкомитета Ukrainian Fashion Week приезжают в Украину, и тот отклик, который находит у гостей неделя, конечно, говорит сам за себя. Я могла уже ознакомиться вскользь с некоторыми отзывами коллег по цеху, приглашенными журналистами, и могу сказать, что это более чем комплиментарные отзывы. Нашим коллегам нравится то, что происходит здесь. Они воспринимают это и с удовольствием промотируют на своих площадках. Это одно из глобальных достижений, которые можно приписать именно Ukrainian Fashion Week.

То есть одна из главных заслуг недели – это то, что об украинском моде все больше и больше узнают?

Да, причем в позитивном контексте. Это хорошая поддержка для брендов, которые представляются здесь. С каждым сезоном их становится больше, я имею в виду коллекции, которые выставляются за рубежом. На Парижской неделе моды в марте было представлено около 30 украинских брендов. Мы даже специально делали статистику. И количество брендов постоянно растет, это позитивный знак. Я не могу не отдать должное и образовательной программе Ukrainian Fashion Week, которую они проводят, потому что то количество семинаров и лекций иностранных фэшн-инсайдеров также постоянно растет. Это очень круто и здорово. Ukrainian Fashion Week каждый сезон растет, это уже не просто неделя моды, а что-то большее.

Внимание зарубежных гостей стало больше и интенсивнее в последние два года, из-за того что Украина все время на слуху?

Возможно, и так, но здесь палка о двух концах. Ведь к Украине в последнее время в свете событий относились очень осторожно, и не все глянцевые издания отпускали сюда своих журналистов охотно, так, как они это делали накануне. Но в целом внимание зарубежной прессы к украинским дизайнерам - это тенденция не столько последних двух лет, это было намного раньше, я бы сказала, что это начало около пяти лет назад. Это программа, над которой работает оргкомитет, и это еще было до войны. В 2012-2013 наши зарубежные коллеги активно посещали Украину. Пять редакторов из сетевых изданий ELLE присутствовали в Украине. Мы устраивали по этому поводу специальный коктейль-прием и были очень горды. В целом мы, как можем, так и эксплуатируем возможности нашей сети (это 46 изданий в мире), и хорошо, что из-за океана к нам проявляют интерес.

А что сейчас происходит во взаимоотношениях с Россией в этой сфере?

Коллеги из российского онлайн-издания Vogue сделали репортажи о Ukrainian Fashion Week. Они делали обзоры по молодым дизайнерам, туда попали наши самые яркие начинающие бренды. Они сделали отдельный обзор по самым знаковым коллекциям украинской недели моды. Туда вошли коллекция Артема Климчука, туда вошла коллекция Лейк, туда вошла коллекция Лилии Пустовит. Знаю, насколько сложно сегодня в России комплиментарно писать об Украине, и могу отдать должное нашим коллегам из издания Vogue в России за то, что они уделили время и место на своей площадке Украинской неделе моды.

Но тем не менее я знаю, что некоторые дизайнеры, которых приглашают принять участия в мероприятиях в Москве, отказывались по политическим причинам.

Возможно, но вообще был довольно активный обмен у дизайнеров недель моды до 2013-го года, а сейчас я не знаю украинских дизайнеров, которые бы принимали участие в неделе моды в России. Я знаю, что есть коммерческая составляющая, она присутствует: бренды продаются, приглашаются байеры, они отсматривают коллекции.

Насколько вообще украинская fashion-индустрия была ориентирована на российский рынок? И надо ли теперь переориентироваться?

Я бы не сказала, что украинская мода была так уж ориентирована именно на российский рынок. У украинских дизайнеров есть такой момент: они больше тяготеют к Европе. Я имею в виду Францию, Италию, их интересует американский рынок. Они, как правило, открывают свои шоу-румы в Париже и Милане. Я скажу честно, один из упреков – это то, что они в меньшей степени стали ориентироваться на украинского потребителя, то есть в погоне за своим имиджем в Европе они немножко забывают об Украине.

В то же время образ Украины и украинские национальные особенности и черты идут, что называется, на экспорт. И мы видим вышиванки и национальные узоры. Это только украинский тренд или он актуален и для других стран?

Я считаю, что коллекции, которые связаны с национальными корнями, когда есть обилие ручной работы, национальная вышивка, они всегда привлекают внимание. Сейчас есть огромный тренд на все украинское, который, на мой взгляд, задала очень активно Вита Кин. И ее работы – это не бюджетный ценовой диапазон, многие площадки считают за честь для себя выставлять работы этого дизайнера. Это просто колорит и самобытность. А они стоят особняком от каких-то тенденций в стиле: сегодня красный, завтра синий, послезавтра розовый. Если вы видите человека, который одет в наряд с национальным подтекстом, это всегда выгодно отличает его от толпы модников. Это колоритно. Я видела реакцию иностранных фотографов и блогеров на вышиванки Виты Кин - это совершенно потрясающе: они бросают всех своих звезд и бегут, догоняют, просят остановиться, позировать, фотографироваться. Это приятно. Самые фотографируемые люди на мировых неделях моды – это люди в вышиванках.

А если говорить о странах постсоветского пространства, то какие из них сейчас самые интересные, с вашей точки зрения?

Я бы выделила, наверное, грузинских дизайнеров, и кстати, у наших недель мод очень теплые отношения. Все то, что я слышала, все то, что я видела в лукбуках, конечно, выше всяких похвал.

Сейчас это еще и туристический хит - Грузия!

Да, и я с большим нетерпением жду поездки в эту страну, я еду туда на Неделю моды. Очень мне интересно посмотреть, как там все будет происходить, и потом напишу об этом во всех подробностях. А вот наш шеф-редактор сейчас летит на Неделю моды в Литву. Наши соседи вообще очень активно себя ведут. Мне очень приятно, что они смотрят в сторону Украины и считают нужным пригласить украинского журналиста к себе на Неделю моды. Это значит, что для них тот отзыв, который они получают на украинском рынке, важен. Это значит, что они ориентированы сюда коммерчески и имиджево.

То, что появляется все больше украинских брендов, – это все-таки волна патриотизма или действительно растет качество?

Это признак того, что растет качество. Это признак того, что товар конкурентоспособен. Бизнес в этой стране меняется. Дизайнеры понимают, что они могут работать не только здесь, но и на других площадках. В этом желании расширяться не только на Украину, а и на другие страны, я не вижу ничего плохого. Мне кажется, это хороший знак, что Украина активно развивается. На сегодняшний день украинская мода, искусство и музыка - это три товара на экспорт, которыми мы можем гордиться.

Ведущая Ксения Туркова
«Громадское на русском» 22 октября 2016 года
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!