Сбитый Су-25: что известно о погибшем в Сирии российском пилоте
3 февраля в Сирии сбили российский самолет. Майор воздушных сил России Роман Филипов, который управлял самолетом, погиб. Самолет был сбит с помощью переносного зенитно—ракетного комплекса. Что известно об этом сейчас — разобралось Громадское.
Максим Кошелев, Юлиана Скибицкая, Остап Ярош
Боевой самолет, похожий на Су-25, ведет огонь по городу неуправляемыми авиаракетами. Через мгновение в штурмовик попадает ракета и он падает, пилот успевает катапультироваться. Такое видео распространили сирийские военные группировки, которые воюют против режима Башара Асада. Впоследствии они сообщили, что пилот погиб. В то же время в некоторых российских СМИ появились сообщения, что летчиком был бывший украинский военный из Крыма.
Что сейчас известно об этом— разобралось Громадское.
Сбитый самолет
Ракету по самолету выпустили из ПЗРК, по некоторым сообщениям это была «Игла». Ирония в том, что большинство зенитно-ракетных комплексов, которые есть в Сирии, поставляла именно Россия и бывший СССР с 1970 по 2010 годы.
Впрочем, Al Arabia предполагает, что оружие могло попасть в руки боевиков и через США. В то же время американская сторона это отрицает:
«США не вооружают никакие партнерские силы в Сирии ракетами «земля-воздух», и не намерены это делать. Наши операции географически сосредоточены на операциях против ИГИЛ в восточной Сирии», — рассказал пресс-секретарь Пентагона Эрик Пагон.
Самолет сбили вблизи города Саракиб в сирийской провинции Идлиб. Ответственность за это взяли боевики группировки «Хайат Тахрир аль-Шам». Она сформирована в частности бывшей джихадистской группой «аль-Нусра» — сирийской ветки «Аль-Каиды».
Обломки сбитого российского самолета Су-25 вблизи города Саракиб в сирийской провинции Идлиб, 3 февраля 2018 Фото: EPA-EFE/ABDALLA SAAD
Местные жители на месте падения сбитого российского самолета Су-25 вблизи города Саракиб в сирийской провинции Идлиб, 3 февраля 2018 Фото: EPA-EFE/ABDALLA SAAD
Провинция Идлиб сейчас контролируется повстанцами и остается одной из так называемых «зон деэскалации» в Сирии. Их определили в сентябре 2017 года с целью прекратить боевые действия и снизить градус конфликта.
Однако, как сообщает Al Jazeera, сирийские правительственные войска при поддержке российской армии продолжали бомбардировать провинцию, в частности с использованием авиации. Последний раз, по сообщениям сирийских СМИ и иностранных журналистов, российская авиация обстреливала город Саракиб 1 февраля.
Вскоре на сирийских учетных записях в соцсетях появились кадры с места падения самолета.
Им действительно оказался штурмовик Су-25СМ. На крыльях и хвосте знаки различия российских воздушно-космических сил — красные звезды. Бортовой номер самолета RF-95486, цифро-цветной код — «06 синий».
Поиск по бортовому номеру выдает несколько ссылок на сайты авиаспотеров. На фото видно, что еще в начале 2014 года у этого самолета был код «06 красный» и фиксировался он в России, а позже изменил цвет кода и фиксировался уже в оккупированном Крыму.
Обломки сбитого российского самолета Су-25 вблизи города Саракиб в сирийской провинции Идлиб, 3 февраля 2018 Фото: EPA-EFE/АBDALLA SAAD
Скорее всего, именно этот штурмовик был среди 12 машин, которые Россия перевела с 960-го штурмового авиаполка Приморско-Ахтрарска в вновь созданный 37 авиаполк в поселке Гвардейское под Симферополем.
Несмотря на то, что Россия активно привлекает армейские и флотские силы к военным операциям в Сирии, боевые самолеты также могли отправляться на ротацию в базу Хмеймим из крымских Бельбека или Гвардейского.
Су-25 — самолет разработки еще советских времен, 1970-х годов. Неофициальное название — «Грач», кодовое имя НАТО — Frogfoot. Достаточно стойкий армейский штурмовик, хорошо бронированный — имеет более полтонны брони, поэтому его прозвали «летучим танком». Фактически Су-25 и его модификации — основной тип фронтовых штурмовиков многих стран бывшего СССР и нескольких в Африке и Азии.
На рубеже 1990-х экспортные варианты штурмовика стоили 2,5-3 миллиона долларов. В течение 2002 — 2008 годов Грузия продала Азербайджану 21 машину. Тогда общая стоимость всех штурмовиков по контракту составила 124 миллиона долларов.
Пилот
Минобороны России подтвердило гибель пилота, но сначала не указало его имени. Однако в сети довольно скоро появилась фотография с личными вещами летчика, которую выложила агентство «Ебаа», связанная с террористической организацией «Хайат Тахрир аш-Шам». На фото видно документ на имя Филипова Романа Николаевича. Днем 5 февраля Минобороны РФ подтвердило, что сбитый летчик — Роман Филипов.
В Telegram каналах сообщили, что нашли страницу Филипова в «Одноклассниках». Возраст аккаунта совпадает с возрастом Филипова, также в списке его друзей Громадское нашло несколько российских пилотов.
На самой странице — ни слова о деятельности Филипова, тоже нет никаких фотографий, подтверждающих, что страница в «Одноклассниках» принадлежит тому же Филипову. Однако в личных данных указан город рождения — Владивосток.
На сайте регионального издания из Владивостока PrimaMedia после смерти Филипова появился материал о погибшем. Издание утверждает, что Филипов родом из Приморского края и служил в селе Черниговка в Приморском крае. Участвовал в военных маневрах «Авиадартс».
Боевой самолет, на котором летал Филипов, как говорится в материале PrimaMedia, входил в состав 37-го смешанного авиационного полка, базировавшегося в Крыму. В материале Филипова называют «одним из лучших пилотов российской штурмовой авиации».
По данным Telegram-канала исследовательской группы Conflict Intelligence Team (CIT), в 2013 Филипов служил в 18-м штурмовом авиаполку, который базируется на аэродроме Черниговка в Приморском крае.
CIT также опубликовало фото документа, который якобы нашли в кармане погибшего пилота. Это рапорт о предоставлении к государственной награде майора Романа Филипова за выполнение боевых задач в Сирии, составленный от имени командира «смешанного авиационного полка особого назначения» подполковника Аксенова.
Согласно интервью подполковника Сергея Аксенова газете «Красная Звезда» от 23 января 2018 года, он командовал российской авиагруппой в САР, а вскоре после интервью вернулся в Россию.
В то же время в некоторых российских СМИ появилась информация, что пилот — бывший украинский военный из Симферополя.
Однако украинские штурмовики Су-25 в Крыму не базируются с сентября 2003 года, поэтому гипотетический «украинский летчик Филипов» даже теоретически не мог существовать. Не знают такого и опрошенные Громадским не под запись военные из Крыма, которые вернулись на материковую территорию Украины.
В ВСУ также заявили, что о пилоте Филипове им ничего не известно. «Такой летчик никогда не служил в Воздушных силах Украины», — ответил Громадскому руководитель пресс-центра Воздушных сил Роман Юрчило.
Несмотря на сообщения российских СМИ, не подтверждено, что Филипов проходил службу в Крыму после аннексии. Известно, что он служил на Дальнем Востоке. Поэтому мог попасть в Сирию «в командировку».
- Поделиться: