Семейные тайны, бремя «Короны» и принцесса Диана. Почему стоит посмотреть четвертый сезон культового сериала

Постер к сериалу «Корона»
Постер к сериалу «Корона»

Четвертый сезон сериала «Корона» о жизни британской королевской семьи вышел еще на прошлой неделе, но эмоции, кажется, до сих пор не утихли. Критики его хвалят, зрители напряженно следят за сюжетом, сверяя достоверность изображенных исторических событий, а британские таблоиды полнятся слухами о том, что настоящая, а не киношная королевская семья думает обо всем этом. Можно было бы сказать, что этот сезон «Короны» стоит посмотреть хотя бы потому, что он столь же хорош, как и предыдущие три, но это не совсем правда.

Во многом он иной. События гораздо ближе к нашему времени — здесь охвачен период с 1977 по 1990 год. Некоторые из них мы уже хорошо знаем, некоторые, совсем неизвестные, могут шокировать. Но самое главное — это долгожданное появление принцессы Дианы, «королевы сердец» и любимицы миллионов. С ее историей о сказке, в которой она выходит замуж за настоящего принца — но чуда не происходит.

Новые актеры, новые герои

Сценарист Питер Морган не изменяет себе: стоит вспомнить о том, насколько эстетически совершенной и атмосферной является «Корона». Если вы видели предыдущие сезоны, то уже привычны к интерьерам королевских дворцов и загородных имений. Лучшим этот сезон называют скорее из-за его актерского состава: к уже знакомым по предыдущему сезону актерам добавляется очень похожая на настоящую принцессу Диану Эмма Коррин. А еще — Джиллиан Андерсон, которая очень органично смотрится в роли Маргарет Тэтчер.

Кстати, в следующем сезоне уже более «взрослых» членов королевской семьи будут играть другие актеры: Оливию Колман в роли королевы, например, заменит Имельда Стонтон.

Сюжетная линия, которая во всех сезонах двигалась линейно, наконец дошла до самой интересной части — гипернасыщенного событиями периода в жизни королевской семьи и в истории Британии. В круг королевских особ входит Диана Спенсер. Правительство на фоне затяжного кризиса возглавляет «железная леди» Маргарет Тэтчер, которая в своей радикальной манере пытается реанимировать экономику страны, чем вызывает немилость своей же консервативной партии. Ирландская республиканская армия борется за независимость и устраивает теракты, а на Фолклендских островах начинается и заканчивается война.

Королева Елизавета и Маргарет Тэтчер в 4-м сезоне сериала «Корона»

На фоне всего этого внимание от безусловно самого яркого персонажа, принцессы Дианы, отвлекает (в положительном смысле) мощный женский дуэт — королевы Елизаветы и первой женщины-премьера Маргарет Тэтчер. Хотя во время личных встреч они постоянно подчеркивают свою разность — в происхождении, взглядах, государственной роли, порой заметно, как они симпатизируют друг другу. Но не столько как «женщина женщине», а как сильные личности, для которых работа и служение стране являются неотъемлемыми от жизни, неизбежным содержанием существования.

Это выразительно подчеркивает и интерьерная деталь: королева и живет, и работает во дворце, а у Тэтчер место работы и жительства тоже расположено по одному адресу — Даунинг-стрит, 10. Хотя для Елизаветы это наследственный долг, а для премьера — по сути, следствие добровольного выбора.

И новая реальность

События разворачиваются в 1980-х, и проверить, действительно ли все было так, как показано в фильме, уже проще: из-за небольшой удаленности во времени найти живых свидетелей несложно. Речь идет прежде всего об исторических консультантах, которые могут объяснить ситуацию беспристрастно. Это особенно актуально в отношении неудачных отношений и последующего развода Дианы и Чарльза, когда у таблоидов (которые якобы публиковали информацию с молчаливого согласия принцессы) и у королевской семьи отличались трактовка случившегося.

«По мере того, как проект становился известным, к нам все чаще обращались, предлагая помощь, и мы выбирали тех, с кем нам было бы полезно пообщаться», — рассказала продюсер «Короны» Уна О’Бейрн. Так среди команды консультантов оказался, например, Патрик Джефсон, бывший личный секретарь Дианы.

А в создании образа молодого принца Чарльза помогала биография, написанная при его участии историком Джонатаном Димблби. В этой же книге, к слову, Чарльз не в радужных тонах вспоминал свое детство и взросление, как и взаимоотношения с родителями. Филипп, который считал, что сыну не хватает мужества, якобы вызвал у него страх, а Елизавета была «не то, чтобы равнодушной, но отстраненной».

Конечно, здесь дело в тщательности не только воспроизводимых событий, но и характеров героев. Питер Морган в недавнем интервью The New York Times отметил, что «больше искал точность, а не истину». При этом он не отрицает, что большинство личных разговоров королевы вымышлены — хотя они, по его мнению, вполне соответствуют ее характеру.

Один из таких додуманных фрагментов — сцена общения Елизаветы с Майклом Фэйганом, которому в 1982 году удалось ночью пробраться в ее спальню в Букингемском дворце. Этот эпизод из пятой серии сезона был на самом деле, вот только произошел ли душевный разговор между Фэйганом и королевой и, если да, чего он касался, до сих пор точно неизвестно.

Понравилась ли экранизация монаршей жизни самой королеве, тоже точно неизвестно. Источники из Букингемского дворца говорят, что королева не в восторге от того, что теперь все будут воспринимать монаршие реалии исключительно через призму сериала. Особенно, когда в них изображены отношения ее мужа Филиппа с сыном Чарльзом.

А вот внучка королевы, принцесса Евгения в 2017-м о сериале (на тот момент вышел только первый сезон) отзывалась очень положительно. О четвертом сезоне пока успел высказаться только один из приближенных к королевской семье — бывший пресс-секретарь королевы Дик Арбитер. Он считает, что драма в изображении отношений Дианы и Чарльза «доведена до крайности».

Принцесса Диана в свадебном платьекадр из 4-го сезона сериала «Корона»

Принцесса Диана: неидеальная, но близкая

Мы знаем, чем в конце все закончится (и это будет печально), но в начале четвертого сезона все еще наивно «втягиваемся» в многообещающую историю взаимоотношений юной Дианы Спенсер и ее будущего мужа принца Чарльза — старшего сына королевы Елизаветы. Знакомство 16-летней Дианы с принцем, их следующая встреча через два года, первый блестящий прием в родовом имении королевской семьи — все это лишь красивая прелюдия к последующей трагедии. Финал — громкий развод и смерть Дианы в 1997 году.

Мы и до сериала много слышали, как несладко жилось новоявленной принцессе с постоянными изменами мужа с любовью всей его жизни Камиллой Паркер, с его пренебрежением и постоянными унижениями Дианы, которые так сильно контрастировали с безграничной всенародной любовью. Все это есть и в «Короне». Вероятно, первый болезненный момент — когда Диана накануне свадьбы находит созданные Чарльзом эскизы украшений для него и Камиллы (с инициалами «Фред» и «Глэдис», как они называли друг друга).

«Нас было трое в этом браке, и стало тесно», — отмечала Диана в скандальном интервью ВВС уже после развода.

В то же время не любовь Чарльза к Камилле испортила все, а именно неудачная идея этого брака, который был заключен не по доброй воле Чарльза, а скорее под давлением его семьи, с благословения самых авторитетных ее членов. По крайней мере, такое мнение прослеживается в сериале.

Диану рассматривали как идеальную во всех смыслах кандидатуру — достойного происхождения, с желанием меняться, чтобы подходить к специфической королевской среде (прежде всего из искренних чувств к Чарльзу). К тому же она была первой принятой в королевскую семью невестой, которая до замужества зарабатывала своим трудом себе на жизнь. Это был нужный и выгодный для королевской семьи брак, но не для Чарльза.

«Чем больше я узнавала о тонкостях этого союза и этих отношений, тем сложнее было выбрать ту или иную сторону. Люди критикуют Чарльза, однако он же любил ту женщину всю свою жизнь, и это была не та женщина, на которой он женился», — отметила Эмма Коррин, исполнительница роли Дианы.

Также Коррин обращает внимание на скрытую в фильме метафору. Во время своего первого приема в Балмори Диана отправляется с Филиппом на охоту. Именно Диана замечает подстреленного ранее лося: Филипп стреляет в него еще раз и добивает. Коррин проводит параллель с Чарльзом: как беспомощный лось не мог самостоятельно определять, что делать со своей жизнью, так и не слишком решительный от природы и ограниченный сверхвысокими королевскими ожиданиями Чарльз не мог принимать собственные решения.

А вот что отличает подход создателей сериала: изображение Дианы здесь не особенно комплиментарно на фоне Чарльза, как это часто случалось в многочисленных документальных фильмах о них. В «Короне» Диана — героиня со своими проблемами (она страдает от пищевых расстройств на фоне постоянных переживаний), пагубными пристрастиями (тоже встречается со своим любовником) и мелкими капризами (она любила выступать перед публикой, что особенно раздражало Чарльза). Кстати, такое изображения Дианы не понравилось ее брату, графу Чарльзу Спенсеру. По его мнению, принцесса в фильме — как «психологически нестабильная прелюбодейка». Поэтому он запретил создателям фильма съемки в их родовом имении.

Но несмотря на это, ее образ неизменно вызывает симпатию. В четвертом сезоне она и милая девочка со своей любовью к принцу, и образцовая мать, и самая популярная представительница королевской семьи, которая невольно отодвинула вечно угрюмого и замкнутого Чарльза на задний план и с легкостью завоевала сердца людей — кроме сердца своего мужа.

Принцесса Диана и принц Чарльзкадр из 4-го сезона сериала «Корона»

Вспомнить семейные тайны

История Дианы и Чарльза, хотя и тщательно выписана, однако не содержит особенно новых подробностей. А вот седьмая серия сезона под названием «Принцип преемственности», кажется, раскрывает наиболее шокирующие подробности из жизни королевской семьи.

По сюжету, сестра Елизаветы, Маргарет, внезапно узнает о существовании двух своих кузин, которые считались давно умершими. На самом деле это дочери брата королевы-матери Нерисса и Кэтрин Боуз-Лайон, которые остановились в своем умственном развитии на уровне трехлетних детей и с 1941-го находятся в психиатрической больнице. Это шокирует Маргарет, происходит неприятный разговор с матерью, которая рассказывает свою версию событий и добавляет: «Что бы сказали люди?»

Это малоизвестный, но действительно подтвержденный исторический факт: Нерисса прожила в психбольнице в Эрлсвуде до 1986-го и умерла, когда ей было 66 лет, а Кэтрин — до 2014-го (ей было 87).

И это еще не все: в той же больнице жили еще трое членов королевской семьи — племянницы матери сестер Боуз-Лайон — Идомея, Розмари и Эфельдреда, которых Маргарет упоминает в разговоре с матерью. Когда об этом стало известно из таблоидов в конце 1980-х, от Букингемского дворца потребовали объяснений — но ничего точно выяснить не удалось. Внучатый племянник матери Нериссы и Кэтрин говорил, что, вероятно, даты просто напутали. Не очень похоже на правду — слишком уж точно они указаны.

Одна из версий, почему так случилось, звучит из уст матери Маргарет. Ее мужу и отцу Елизаветы Георгу VI пришлось внезапно стать королем после отречения от престола его брата. Будущая королева-мать из не слишком знатного клана Боуз-Лайон стала частью королевской семьи. Информацию о том, что в ее роду есть люди с ментальными нарушениями, пришлось «подчистить» — чтобы ни у кого не было сомнений в чистоте королевской крови и отличном здоровье будущих потомков.

Хотя вполне могла быть иная ситуация: из-за того, что девушки с рождения были инвалидами, мать отказалась от них. В то время это была довольно распространенная практика.

К слову, никакой информации о том, что именно Маргарет нашла сестер в больнице, нет. Как и подробностей о том, посещали ли их хотя бы когда-нибудь члены королевской семьи.

Постер к 4-му сезону сериала «Корона»

Знай свое место и терпи во имя королевы

Четвертый сезон оставляет после себя большую интригу: все останавливается на самом интересном моменте, на точке невозврата иллюзии нормальной жизни Дианы и Чарльза. И предостерегающие словах Филиппа, обращенные к принцессе в заключительной серии: «Я не думаю, что это может кончиться хорошо для тебя», — в ответ на ее реплику о желании расстаться с Чарльзом — лишь обостряют эту интригу.

И мы точно понимаем, что произойдет в следующем сезоне. Подробный биографизм ленты не допустит иного конца, кроме трагического — того, который действительно ожидал Диану.

В то же время именно этот сезон дает четко понять всю тяжесть столько раз уже упомянутой короны. И утверждает, что устоявшееся представление о монаршей семье как о «декорации», а о королеве как о символическом лице, на самом деле ничего не решающем в государстве, довольно поверхностное.

Хотя в «Короне» много сцен пасторальной сельской жизни, которой время от времени наслаждается королевская семья, и занятий вроде охоты — но все это словно создает иллюзию свободы. Такое вот противоречие: к каждому члену королевской семьи есть безграничный перечень требований и ожиданий, которым, независимо от собственной воли, приходится отвечать одновременно, но по сути делать нечего особо и не нужно. Это открытым текстом королева заявляет своей сестре Маргарет, когда и просит у нее дополнительной работы и обязанностей — чтобы загруженность помогла ей выбраться из депрессии.

При этом королевский двор должен держать свою вековечную марку, что бы ни случилось, воплощать собой непоколебимую стабильность жизни в Британии. Даже если ты особенно ни на что не влияешь, все равно за тобой наблюдает весь мир.

Так было и в 1980-х, так, как ни странно, есть и сейчас. Строгое следование протоколу — обычное для монаршей семьи, но довольно дикое для людей извне. Премьер Тэтчер, которая вместе с мужем приезжает погостить в королевский семейный замок Балморал, не понимая правил, нюансов королевского этикета и манер, на фоне монаршего сообщества выглядит довольно беспомощно. Интересно, что тогда же в Балморале Диана, которую пригласили в гости (читай «на смотрины») — блестяще выдержала тест, но тоже «сломалась» через несколько лет.

«Я был аутсайдером, когда много лет назад встретил тринадцатилетнюю принцессу, которая потом стала моей женой. И я до сих пор им являюсь. Мы все ими являемся. Любой в этой системе — потерянный, одинокий, нелепый аутсайдер. Любой, кроме единственного человека. Единственной, то есть. Она — тот кислород, которым мы все дышим, она — содержание нашей повседневной обязанности», — говорит Филипп в конце сезона.

Кажется, он должен лучше понимать Диану, ведь сам попал в королевскую семью, женившись. Впрочем, его история любви, компромиссов и примирения со своей участью совсем иная.

Очевидным кажется одно: в этой самоизолированной системе королевского двора с кучей правил и условностей не остается места главному — малейшей возможности счастливо жить свою свободную человеческую, а не королевскую жизнь.

В то же время в нынешней реальности мы видим пример добровольного отказа от такой судьбы — герцог и герцогиня Сассекские, более известные как принц Гарри и Меган Маркл, которые в марте этого года официально сложили с себя полномочия членов королевской семьи. Но их история в сериал, в котором запланировано еще два новых сезона, попасть уже не успеет.