Сепаратизм на обмен
Что известно об одесских журналистах—сепаратистах Глищинской и Диденко?
Елена Глищинская и Юрий Диденко — граждане Украины, которых в апреле 2015 года году задержали за сепаратизм. 14 июня 2016 года их обменяли на украинцев Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева.
Глищинская и Диденко являются фигурантами одного дела о создании «Бессарабского народного совета», целью которого было отделение южной части Одесской области с преобразованием ее в отдельную республику «Бессарабия».
Что интересно, если Диденко в прошлом году был вынесен приговор, и 14 июня в день обмена его помиловал Президент Украины, то Глищинской 13 июня 2016, накануне обмена, суд лишь изменил меру пресечения и выпустил ее на волю. Приговора суда в отношении ее еще не было.
Елена Глищинская. Фото с FB-страницы Елены Глищинской
Журналистка, сепаратизм и нардеп
Елена Глищинская руководила телеканалом «Новая волна» в Одессе. В своей журналистской работе Глищинская популяризировала идеи отделения юго-западной части Одесской области от Украины.
Компания «Новая волна», которую возглавляла Глищинская, действительно существовала до 2014 года, но ее руководителем числится Владимир Огрохин, соучредитель компании «Глобал.нет» — провайдера сети интернет в Одессе.
Именно Глищинская была в оргкомитете учредительного собрания, которое готовило создание «Рады Бессарабии». Впервые ее задержали 1 апреля накануне большого съезда «Бессарабской Рады».
«Итак, накануне проведения учредительного конференц-звонка 1 апреля необоснованно были задержаны члены оргкомитета, общественные деятели Алик Ветров, Сергей Загорюк, депутат Ренийского горсовета Михаил Левкин, а также журналист Елена Глищинская. Их несколько часов допрашивали и запугивали», — говорится на сайте «Народной рады Бессарабии» (сайта больше не существует).
Так выглядела страница «Народного совета Бессарабии»в Интернете
Тогда Глищинскую проверили и отпустили. 6 апреля она была делегатом учредительного собрания, на котором все-таки создали «Бессарабскую народную Раду».
Второй раз ее задержали сотрудники СБУ 29 апреля 2015. Об этом сообщила сама Глищинская в своем фейсбуке.
Ее обвиняли в «создании условий для формирования в обществе ложного впечатления о неспособности государственных институтов выполнять свойственные им функции на территории Арцизского, Белгород-Днестровского, Болградского, Саратского, Тарутинского, Татарбунарского, Ренийского, Килийского и Измаильского районов Одесской области». Именно такая формулировка прописана в обвинительном акте, который распространил ресурс «Таймер».
Ее обвинили по ст. 110 ч. 2 УК в финансировании сепаратистского движения (в материалах дела содержалась платежка на сумму 10 тыс. долларов, из обвинительного акта — это был задаток на создание «Бессарабской народной Рады»), а также по ст. 111 — в государственной измене. Эти обе статьи не предусматривают иной меры пресечения, кроме содержания под стражей.
На сайте «Посіпаки», где содержатся сведения обо всех помощниках народных депутатов Глищинская значится помощником Виталия Барвиненко в седьмом созыве на платной основе (2012 — 2014 год, когда Барвиненко был депутатом от Партии Регионов) и в 6 созыве — на общественных началах (2007 — 2010, когда Барвиненко был депутатом от Блока Юлии Тимошенко).
Виталий Барвиненко и Елена Глищинская. Фото с FB-страницы Елены Глищинской
Интересная деталь в этом деле, что по материалам обвинения Глищинская как будто летала на чартерном самолете в Москву, чтобы получить инструкции и задаток. Летала она не одна, а по информации источников — с народным депутатом от Партии «Возрождение» Виталием Барвиненко, правда тот летел под другой фамилией и с другим паспортом. Свидетельств против Барвиненко Глищинская не дала. На ее фейсбук-странице один раз пишет нардеп Барвиненко 6 февраля 2015.
Сам Барвиненко, который родился в Белгород-Днестровском и трижды избирался от этого округа депутатом и трижды менял партии от БЮТ до Партии Регионов и «Возрождения», регистрирует в парламенте 8 созыва следующие законопроекты:
Внесение изменений в законы о борьбе с пропагандой нацистского и коммунистического тоталитарных режимов, а именно — смягчение наказания за невыполнение закона.
Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» Мы стараемся получить комментарий господина Барвиненко по поводу его причастности к «Бессарабскому народному совету»
Барвиненко среди депутатов-выходцев из Одессы не единственный, кто заботится об особых статусах для определенных регионов. Его коллеги-земляки Сергей Кивалов, Александр Пресман и Антон Киссе зарегистрировали законопроект 4245 «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-Франко», в котором авторы предлагают создать свободную экономическую зону в Одесской области на 30 лет. Управлять такой свободной экономической зоной должны местные органы власти.
Сама Елена Глищинская считает себя политзаключенным, а свое пребывание в СИЗО она объясняла тем, что честно, как журналистка, писала правду и поэтому ее и арестовали.
Находясь в СИЗО Елена Глищинская забеременела и 27 апреля 2016 родила мальчика (это ее третий ребенок, у Глищинськой еще двое несовершеннолетних детей). Ее с ребенком и обменяли 14 июня 2016.
Накануне обмена ночью Приморский суд Одессы изменил Глищинський меру пресечения с ареста на личное обязательство. Той же ночью обвиняемого отправили в Киев, а уже оттуда с Виталием Диденко, которого привезли из исправительного центра по Ровенской области отправили самолетом в аэропорт Внуково в РФ.
Бессарабская народная Рада и наркотики
Виталий Диденко — украинец, 27 лет, редактор издания «Инфоцентр», который принадлежал организатору одесского «Антимайдана» Антону Давидченко. Диденко и сам был активным участником событий на Куликовом поле в Одессе, где был палаточный лагерь «Антимайдан».
Подчиненный ему сайт активно освещал все события, организованные «Народной Радой Бессарабии», в частности избрание «народного коменданта».
Диденко обвинили по ст. 110 ч. 2. «Финансирование сепаратистских движений», а также за организацию и участие в создании «Бессарабского народного совета».
Во время ареста сотрудниками СБУ 27 апреля 2015 Диденко пытался сбежать и выпрыгнул с третьего этажа, получив несколько переломов. Во время обыска у него нашли кокаин и семь с половиной тысяч долларов. Хотя он тогда объяснял, что наркотики не его.
Диденко согласился сотрудничать со следствием, признал свою вину. 7 сентября 2015 его приговорили к трем годам ограничения свободы. 14 июня 2016 его помиловал Президент Украины.
В комментарии российским федеральным каналам сразу по прибытии в аэропорт Внуково Диденко и Глищинская сказали следующее:
Глищинская: «Мне поставили такие условия, что либо я остаюсь в тюрьме на долгие годы, или я покидаю страну. Это чисто политическое дело. Нас считали сепаратистами, что мы хотели разделить Украину на части, не соответствует действительности»
Диденко: «У нас просто как у граждан Украины была альтернативная точка зрения на определенные общественно-политические процессы, которые были в стране. Наверное, власти это не понравилось».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, почему в Россию отправили обмененных украинских граждан сказал, что «в основе этого решения (чтобы принять Глищинскую и Диденко — ред.) — гуманистические соображения»
Актом гуманизма пояснила Ирина Геращенко — представительница Украины в гуманитарной подгруппе на Минских договоренностях — то, что Глищинскую фактически отпустили без приговора суда относительно нее. В своем фейсбуке написала, что новорожденный ребенок Глищинской нуждается в серьезной медицинской помощи. Геращенко также добавила, что именно этими двумя украинцами очень интересовалась Россия, что свидетельствует о том, что не зря их год назад задержала СБУ.
Другие фигуранты «Бессарабской народной Рады»
Артем Бузила — еще один редактор еще одного издания «На самом деле», которое тоже активно освещало деятельность «Бессарабского народного совета». Он также принимал участие в создании этой «организации». Был осужден по ст. 110 «Посягательство на территориальную целостность», которое наказывается ограничением свободы на четыре года. Через год Бузила вышел на свободу по «Закону Савченко» и сразу покинул территорию Украины.
Артем Бузила (справа). Фото с FB-страницы Артема Бузили
Сергей Загорюк — четвертый фигурант по делу «бессарабских сепаратистов». Его, как и других, задержали 29 апреля 2015 накануне первой годовщины событий 2 мая. СБУ подозревала, что фигуранты «отделения Бессарабии» планировали диверсии на годовщину трагических событий в Одессе.
Загорюка обвиняли в том, что с марта по апрель 2015 года он создавал все условия для отделения южных районов Одесской области и дальнейшего провозглашения республики «Бессарабия». Тоже был осужден по ст. 110 «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины».
Загорюк согласился сотрудничать со следствием, признал свою вину и дал показания против трех других фигурантов дела. 23 июня 2015 Приморский районный суд Одессы приговорил его к трем годам испытательного срока и Сергей Загорюк вышел на свободу.
Юрий Тандит, советник главы СБУ сообщил Громадському, что больше террористической организации под названием «Народная Рада Бессарабии» не существует, все ее фигуранты были задержаны.
Кого должны были обменять вместо Лищинской и Диденко
10 июня, находясь с официальной поездкой в Одессе, глава СБУ Василий Грицак заявил, что спецслужба готовит на обмен двух россиян — Евгения Мефедова и Максима Сакауова. Они являются фигурантами дела «2 мая», их обвиняют в участии в массовых беспорядках на Греческой площади, которые привели к гибели 6 человек.
Очевидно, в момент планы изменились. Поменяли фактически тех, кто нуждается в медицинской помощи на тех, кто нуждается в медицинской помощи. Непонятно только то, в какой правовой плоскости лежит обмен украинских граждан на украинских граждан. Вопрос также в том, чем именно ценны эти двое украинских граждан для Кремля. Но также и становится понятным, что теперь возможности для обмена расширяются.
Настя Станко, Евгений Спирин
- Поделиться: