«Сказали, что я дискредитирую патриарха Кирилла»: белорусский священник — о запрете служить в храмах

Watch on YouTube

Громадское пообщалось сосвященником Александром Шрамко отом, что означает этот запрет икакие церковные настроения сейчас царит всамой Беларуси.

Василий Пехньо

Прилет набелорусском правительственном самолете, «Мерседес» сномером «0002МИ», десятки охранников вхраме инаулице. Так патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводил Синод Русской православной церкви вМинске 15октября.

Все это раскритиковал вFacebook белорусский священник Александр Шрамко. За пост, которыйРПЦ назвала «раскольническим», православный отец получил запрет на«служение скрестом» вбелорусских храмах.

Громадское пообщалось сосвященником отом, что означает этот запрет икакие церковные настроения сейчас царят всамой Беларуси.

Белорусская православная церковь является экзархатом (административно-территориальной единицей, наместничеством запределами основной митрополии) Русской православной церкви. Она охватывает всю территорию Республики Беларусь. Управляет Белорусской Епархией Патриарший Экзархат, который назначают вМоскве. Сейчас предстоятелем Белорусской православной церкви является митрополит Филарет (Вахромеев).

Что означает запрет на «служение скрестом»?

В отношении меняприменили санкцию ввиде запрета служения как священнику. Также янеимею права носить крест ипреподавать богословие. Как мирянин идальше могу посещать церковь. Втоже время, кстати, меня нелишили сана.

Как долго продлится этот запрет?

Поправиламвтаком запрете должен быть указан срок его действия, однако вмоем случае неизвестно, сколько это продлится. Говорится лишь, что загод это решение может быть пересмотрено. Правда, мне сказали, если япрекращу свою критическую деятельность ипокаюсь, томеня, возможно, вернут раньше.

Акакие к вам предъявляют претензии?

Комне есть постоянные претензии, явыражаю свою позицию, ямного критикую РПЦ. Ипоследнийаргумент —то, что когда-то я уже обещал, что больше небуду критиковать, новернулся ктакой деятельности. Поэтому меня назвали клятвопреступником.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Томосом по расколу: кто и когда давал автокефалию православным церквям и кто писал этот указ для Украины

Тоесть увас уже были запреты, связанные скритикой РПЦ?

Да, это уже второй запрет.11лет назад была аналогична санкция потакоеже причине. Тогда яопубликовал критическую статью оРусской православной церкви. Нотеперь понимаю, что впрошлый раз проявил определенное малодушие. Яхотел вернуться кслужению. Наменя постоянно давили: откажись отэтого, отэтого. Постоянно меня заставляли отчего-то отказываться. Сегодня яжалею, что впрошлый раз покаялся засвои действия.

Белорусский священник Александр Шрамко, Минск, октябрь 2018. Фото: Радио Свобода

Как вам в этот раз сообщили озапрете служить?

Пришел набогослужение, на котором патриарх Кирилл должен был освящать храм вМинске. Сначала комне подошли охранники патриарха, которые высказали претензии, что яопубликовал нехорошие фотографии, которые порочат патриарха. Что яопубликовал фото машины, которую нельзя показывать— сособыми номерами.

Сказали, что ядискредитирую патриарха вглазах общества иэто вызвало недовольство самого Кирилла. Тем более, нафоне того, что происходит сУкраиной. Потом меня позвал местный митрополит иприказал снять рясу, сообщив озапрете. Меня даже вывезли запределы территории храма.

Уже через два дня япришел иполучил официальный документ.

Чем теперь будете заниматься?

Явсе равно буду писать и публиковать статьи винтернете. Уже есть предложения. Между прочим, наэтот раз гораздо больше предложений поработе, чем было, когда яполучил первый запрет.

11лет назад большинство людей были настроены (по отношению) комне негативно. Они считали, что церковное руководство правильно сделало, отстранив меня закритику РПЦ. Асейчас ситуация совсем другая. Такое впечатление, что улюдей открылись глаза. Большинство комментариев винтернете положительные.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:На миссионерской передовой: как православные церкви делят паству там, где они в меньшинстве — репортаж

Даже белорусские священники меня поддерживают. Возможно, боятся, считают неуместным или просто имнехватает смелости обэтом говорить публично. Однако поддерживают.

Выговорите, что белорусское общество изменило отношение кместной церкви. Акак люди отреагировали нато, что Русская православная церковь прекратила общение сКонстантинополем?

Разрыв связей сВселенским патриархатом— это демарш. Это попытка как-то показать отношение кпроисходящему. Акак иначе РПЦ могла отреагировать? Это как вдипломатии между странами— разрыв дипломатических отношений. Даже если такой разрыв происходит, разве отэтого перестают общаться люди? Нет. Это никак невлияет наобычных верующих.

Вдокументе оразрыве связей сКонстантинополем говорится, что миряне немогут посещать константинопольские храмы, причащаться, исповедоваться там. Нокто такой мирянин РПЦ? Это очень относительное понятие. Любой человек, оказавшийся натерритории другой церкви, может считать себя прихожанином этой церкви.

Белорусский священник Александр Шрамко, Минск, октябрь 2018. Фото: Еврорадио

Акак тогда белорусы относятся ктому, что происходит вУкраине— яговорю опроцессе предоставления автокефалии поместной церкви?

Как помне, рядовому человеку нетак важно, какаяцерковь. Онидет— видит крест итуда заходит. Даже может инезнать, кому этот храм подчиняется. Вопрос томоса касается только активной церковной общины. ВБеларусиже мнения по этому поводу насамом деле расходятся.

Доходит даже доюмора. Ведь свосстановлением Киевской митрополии всоставе Константинопольской церкви территория Беларуси тоже, выходит, становится подданной Вселенского патриарха. Потому что территория нынешней Республики Беларусь попадала географически вКиевскую митрополию. Поэтому мои друзья шутят, что, мол, могу теперь свои претензии высказывать напрямую Вселенскому патриарху Варфоломею.

Насамом делеязадумываюсь над этим вариантом, ведь понимаю, что вБеларуси теперь служить несмогу.

Нет желания получить собственную Белорусскую церковь?

Насамом деле ничего особо инеизменится. Идеологически Москва нанас невлияет вцерковном плане. ВБеларуси просто такойже взгляд навещи. Здесь все решает местный архиепископ, которого, правда, назначает Москва.

Для украинцев вопрос влияния Москвы нацерковь принципиален именно из-за идеологических разногласий...

Насамом делетотже Киевский патриархат является еще более идеологическим, чем Московский. Другое дело, что киевская церковь нынче вмоде. Это патриотическая волна, которая иногда зашкаливает.

Церковь, которая служит государству,— ненормальная церковь. Она должна служить людям. Аесли церковь начинает служить государству иретранслировать еемысли— это беда.

Поэтому яотрицательно отнесся квключению (президента Украины Петра) Порошенко впроцесс предоставления автокефалии. Как онкак президент может ставить вопрос оединой поместной церкви? Акак насчет верующих других конфессий? Всветском государстве все должны быть равны. Насамом деле это проблема православной церкви вУкраине, что она неединственная, аразделена натри ветви. Ноточно негосударства иего президента.

Этот материал также доступен на украинском языке.