«Следственному комитету не хватает мужества двигать поиск в направлении заказчика»
Илья Яшин, заместитель председателя партии ПАРНАС
В Москве продолжаются слушания по делу об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова. Накануне никаких сюрпризов не было: подсудимые отказались признать свою вину. А суд, в свою очередь, отклонил ходатайство адвокатов семьи Немцова. Они требовали, чтобы судебный процесс шел по статье об убийстве общественного и государственного деятеля. О ходе слушаний и перспективах процесса в эфире “Громадского на русском” рассказал соратник и друг Бориса Немцова, оппозиционный политик Илья Яшин.
Что сегодня происходит в суде?
Суд набирает потихонечку обороты, сегодня допрашивали водителя Немцова, Сергея Агеева. Но самая важная часть процесса нас ждет впереди. Будут изучены доказательства вины подозреваемых, которые представит государственное обвинение. Но самое важное – это допрос подозреваемых, когда им смогут задавать вопросы как представители государственного обвинения, так и адвокаты семьи Немцова. И мы очень надеемся, что в ходе допроса подозреваемых, сдвинется с мертвой точки и дело в отношении заказчика. Сейчас это дело выделено в отдельное производство. Мы надеемся, что все это прольет свет на имя заказчика.
А что за история с присяжными, которые взяли самоотвод? Насколько те присяжные которые остались, могут быть самостоятельными в принятии решений и смогут ли их оградить от давления?
Сложно судить, ведь процесс формирования коллегий абсолютно закрытый. Но факт остается фактом, действительно очень много кандидатов в присяжные заседатели взяли самоотвод, и причины понятны. Люди же понимают, кто стоит за теми, кто сидит на скамье подсудимых. Они прекрасно понимают, что эти люди – боевики, так или иначе связанные с Кадыровым. Многие из них служили в чеченском батальоне «Север», который прямо называют личной гвардией Рамзана Кадырова, у многих из них кровь на руках. Конечно, присяжные опасаются работать по этому делу, потому что им придется выносить вердикт по виновности или невиновности людей, напрямую связанных с Рамзаном Кадыровым, а значит, брать на себя очень серьезные риски.
В ваших комментариях вы говорите, что поиски заказчиков никто не ведет. Что позволяет сделать такой вывод?
Мы наблюдаем такую же ситуацию, как в свое время в деле об убийстве Анны Политковской: на скамье подсудимых сидят исполнители, дело по заказчику выведено в отдельное производство, и постепенно оно утопает в пыли столов следственного комитета. Такая же ситуация в деле по убийству Бориса Немцова. Заказчик до сих пор не назван. Никакая работа по его выявлению не ведется, не найдены и не допрошены организаторы. Следствие называет фамилии Руслана Мухудинова, Руслана Геремеева, которого объявляли в свое время в оперативный розыск, но он успел скрыться в Чечне. Я уже не говорю о ближайших людях в окружении Рамзана Кадырова, которые имеют прямое отношение к этим боевикам. Это, апример, Алибек Делимханов, который командовал батальоном «Север», его родной брат Адам Делимханов, депутат Государственно думы от «Единой России» и правая рука Рамзана Кадырова. Ну, и никаких вопросов у следствия не возникло к самому Рамзану Кадырову, что вызывает недоумение. Потому что, если эти боевики напрямую связаны с Кадыровым и с его окружением, то в этом направление следствие должно работать. Очевидно, что Следственному комитету не хватает ни политической воли, ни мужества для того, чтобы двигать это дело в направление поиска заказчика.
То есть ключевое требование адвокатов семьи Немцова и вас, его соратников по оппозиции, – это следственные действия в отношении Рамзана Кадырова. Как вы собираетесь этого добиваться?
У нас не так много возможностей этого добиваться. Единственный наш инструмент – это привлечение общественного внимания и попытка обратить внимание общества на те факты, которое следствие игнорирует. На эту цепочку, которая прямо ведет к Кадырову, начиная от Заура Дадаева, которого следствие считает киллером, и я, и мои коллеги с этим согласны. Мы многократно рассказывали, как эта цепочка формируется. Но следствие не то чтобы не ведет работу, оно просто не замечает этой цепочки и сосредоточилось исключительно на исполнителях.
«Громадское на русском» 4 октября 2016 года
Ведущая Ксения Туркова
- Поделиться: