СМИ: Украина почти убедила трех российских пилотов дезертировать на своих самолетах. Но вмешалась ФСБ

Иллюстративная фотография. российский бомбардировщик Су-24 приземляется на авиабазе «Хмеймим» в Сирии, 20 января 2016 года
Иллюстративная фотография. российский бомбардировщик Су-24 приземляется на авиабазе «Хмеймим» в Сирии, 20 января 2016 годаAP Photo / Vladimir Isachenkov

Прошлым летом группа украинских волонтеров в сотрудничестве с разведкой почти убедила трех российских пилотов дезертировать вместе со своими военными самолетами в обмен на 1 миллион долларов за штуку.

Об этом пишет Yahoo News со ссылкой на одного из участвовавших в операции волонтеров и предоставленные третьей стороной сотни зашифрованных сообщений чата между его командой и тремя российскими пилотами. Yahoo News подтвердила личности пилотов независимо.

Волонтер, которого для безопасности называют Богданом, рассказал, что операция длилась несколько месяцев, и трое хорошо обученных российских летчиков, которые не хотели умирать на войне, были готовы перейти на сторону Украины. Но в конце концов ни один из них не сбежал.

По данным СМИ, есть доказательства того, что большинство, если не все, были обнаружены Федеральной службой безопасности россии (ФСБ). После провала кремлевские СМИ заявляли, что вся эпопея фактически была срежиссирована ФСБ с самого начала. Но украинцы настаивают, что ФСБ вмешалась на поздних этапах, когда все пилоты уже дали искренние обязательства.

Несмотря на то, что получить российские самолеты не удалось, украинская сторона все же извлекла выгоду — собрала ценную техническую информацию о российских ВВС и скомпрометировала трех военных, по крайней мере один из которых с тех пор не выполнял боевых задач.

Как указывает Yahoo News, этими российскими пилотами являются 48-летний Игорь Тверитин, 36-летний Роман Носенко и 33-летний Андрей Маслов. На операцию волонтеров вдохновило предложение Украины выплатить миллион долларов российским военным за добровольно переданный Вооруженным силам Украины боевой самолет — истребительную или штурмовую авиацию.

Елена Шуляк / Telegram

Хотя Богдан сказал, что он и его команда потратили свои деньги на операцию и не обращались к правительству с просьбой возместить им средства, даже несмотря на то, что на поздних этапах к ней присоединилась Служба внутренней безопасности Украины (СБУ) и Силы специальных операций (ССО).

Всех троих пилотов нашли с помощью открытых источников, в том числе базы данных летчиков, воевавших в Сирии. Так, Игорь Тверитин родом из Мелитополя сначала учился управлять стратегическим бомбардировщиком Ту-160, но был переведен на полеты на Ту-22М3 в Украине.

российский пилот Игорь ТверитинСкриншот / Informnapalm

Для того чтобы он мог быть перехвачен украинской авиацией, рассматривались несколько районов, в частности Харьковская и Донецкая области. Наконец было решено, что Тверитин должен был подойти из оккупированного Крыма в направлении юго-западной Украины. Впоследствии он стал предлагать направить его к Воздушным силам ВСУ и летать на задачи против своих бывших соотечественников. Этот намек натолкнул украинцев на мысль, что пилот мог быть обнаружен ФСБ и теперь переписывается под их контролем. Так что переписка с ним прекратилась.

Пилот Андрей Маслов, которому предлагали сбежать со своим Су-24, сам подозревал, что его пытается спровоцировать ФСБ. Он хотел сбежать не с женой, а с другой женщиной. Однако украинская сторона разоблачила, что 28-летняя спутница Маслова работает на ФСБ: она переписывалась с работником отдела российской контрразведки, а ее подруги были проститутками, привлеченными для «спецпроектов» российской спецслужбы.

Третий пилот Роман Носенко, летавший на Су-24 и Су-34, женат на российской военнослужащей, которая работает военным психологом, и даже служил с ней в одной части. Носенко уговорил ее бежать в Минск, где ей должні біли сделать новый паспорт, а затем вид на жительство в одной из балтийских стран. Однако украинцы обнаружили, что она созванивалась с офицером ФСБ.

«[Шанс] был 50 на 50 — она либо выполняла свою работу, либо сдавала его», — объяснил Богдан.

Остается непонятным, доносила ли на своего мужа жена Носенко, уговаривала ли его сдаться, либо один или оба супруга с самого начала работали на ФСБ. Богдан считает, что до того момента, как она уехала в Минск, женщина была если не под контролем российской спецслужбы, то под наблюдением.

Пока неизвестно, что случилось с Тверитиным, Масловым и Носенко. Богдан заявил, что Тверитин уже не совершает боевых вылетов в Украину, но он не может быть уверен по поводу Маслова и Носенко.