«Смотрю на Украину через камеры hromadske». История участника нашего сообщества — ученого из Швеции Николая Щербака
За годы существования Громадского вокруг нас образовалось сообщество интересных, любопытных и неравнодушных людей. Мы работаем для вас и благодаря вам! Так же, как мы рассказываем истории политиков и антикоррупционеров, общественных деятелей и полиции, мы будем рассказывать и о наших друзьях, которые поддерживают Громадское.
Николай Щербак смотрит hromadske с ноября 2013 года, когда начинался Евромайдан. Он живет в небольшом шведском городе Эребру, который находится примерно в 200 километрах от Стокгольма. В Швецию Николай приехал еще в 1990-е. Думал, что ненадолго, а оказалось — на всю жизнь. Он преподает биологию в местном университете и занимается научной деятельностью. Вот его история.
Я начал смотреть hromadske с ноября 2013 года в связи с событиями на Майдане и в Киеве — Революции Достоинства. Я следил за этими событиями глазами hromadske. И даже сейчас я слежу за событиями в Украине через камеры и через журналистов hromadske. Я считаю, что независимое телевидение, как hromadske, является важным в жизни Украины, и поэтому я его с радостью поддерживаю.
Я родился и провел 26 лет моей жизни в Киеве. Окончил биологический факультет Киевского государственного (сейчас национального — ред.) Университета имени Тараса Шевченко. Работал в научно-исследовательском институте. Тогда многие коллеги выезжали на работу за границу. На фоне экономических трудностей и я думал о возможности поработать за границей.
Так в 1991 году я впервые поехал в Швецию. А в 1993-м я уехал из Украины вместе с женой и дочерью. Сначала планировал поехать на две недели, изучить возможности работы. Уже на месте стало понятно, что две недели мало, поэтому при поддержке знакомого мы остались на дольше. Поселились в городе Эребру. Наша дочь была глухой с рождения, а Эребру считался в Швеции центром для глухих со специализированным детским садом, школой, гимназией.
В Эребре я изучал шведский, ходил на подготовительные курсы учителей, поступил в институт, чтобы получить шведский диплом учителя биологии. Во время учебы я работал по вечерам уборщиком в Burger King, а ночью разносил почту. К сожалению, наша семья распалась после двух лет в Швеции. Мы продолжали жить в одном городе, а дочь жила у каждого из родителей каждую вторую неделю.
В 1997-м я получил диплом и начал работать в гимназии. Но меня тянуло не только преподавать, но и заниматься наукой. Еще работая в гимназии, меня пригласили преподавать биологию в уже тогда созданном университете Эребру. В 2000 году поступил в аспирантуру и в 2005-м получил докторскую степень. После аспирантуры снова надо было искать работу. Но через некоторое время я снова вернулся в университет. Сначала как младший лектор, а впоследствии стал доцентом.
hromadske существует благодаря финансовой поддержке зрителей, ведь мы — независимое медиа и у нас нет владельца. Поддержите hromadske на платформе Спiльнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Больше всего люблю, когда вижу, как мои студенты делают для себя открытие, или как что-то сначала тяжелое и непонятное для них становится понятным, а поэтому часто и очень интересным. Может это звучит странно, но очень люблю, когда у меня ломаются стереотипы. Это у меня часто случалось в начале преподавательской работы. Я работал в особой гимназии для взрослых. Сюда приходили учиться люди разного возраста, потому что хотели сменить профессию или улучшить свои оценки для поступления в университет. Классы были наполнены многообразием веков, культур, взглядов на жизнь, профессий, стилей одежды.
До этого, как преподаватель, я не встречался с таким разнообразием студентов. Ребята, одетые в стиле готов, поражали глубиной знаний и интересов. Мужики, которые двадцать лет работали водителями грузовика, писали замечательные работы по клеточной биологии. Особенно интересным было то, что у многих из учеников была профессия и семья, но они решали вернуться в школу, чтобы переучиться и заниматься чем-то более интересным для себя на этом этапе жизни. Это помогло мне изменить взгляды на людей и не судить о них только по внешним признакам: одежде, происхождении и тому подобное.
В 2003 году я второй раз женился на киевлянке, а в 2009-м родилась моя вторая дочь. Сейчас мы живем втроем. Моя жена работает физиотерапевтом, дочь ходит в 4 класс. У моей старшей дочери уже есть своя семья, они тоже живут в Эребру.
Я несколько раз думал вернуться в Киев. Изучал возможности научной работы в Украине. Но, к сожалению, не видел тех возможностей для моего любимого дела, как в Эребру. Кроме того, за то время, что живу в Швеции, я уже успел пустить здесь корни. Дочери выросли здесь. Мы все привыкли к шведскому стилю жизни. И я не имею в виду только экономический спектр.
Украинских родственников и друзей не хватает. В Киеве остались мать, сестра, двоюродные сестры, дяди и тети. Поэтому для компенсации где-то два раза в год мы приезжаем в Киев.
Во время Майдана мы уже решили жить в Швеции, которая стала нашим вторым домом. И пока это решение не поменяли, хотя все может быть. Я просто не уверен, что смогу сейчас в Украине найти себе место в жизни. Уже много для меня и моей семьи связано со Швецией.
- Поделиться: