Снимет ли Франция санкции с РФ?
Резолюция Национальной Ассамблеи Франции о снятии санкций против России вызвала бурную реакцию в украинском информационном пространстве.
Резолюция Национальной Ассамблеи Франции о снятии санкций против России вызвала бурную реакцию в украинском информационном пространстве. Громадське попыталось разобраться, что произошло, что это решение означает и чего ожидать дальше.
1. Что произошло? В четверг, 28 апреля, Национальная Ассамблея (нижняя палата парламента Франции) приняла резолюцию за снятие санкций с России. Решение приняли большинством голосов от присутствующих в зале депутатов: 55 «за», 44 «против». Согласно тексту резолюции, санкции против России «противоречат фундаментальным интересам франко-российских отношений», «приводят только к ухудшению экономических отношений», «вредят интересам Франции» и «абсолютно неэффективными».
Впрочем, для оценки масштаба этого события, важно понимать несколько важных нюансов. А именно:
1) решение принято малым количеством депутатов (всего 10% от членов Национальной Ассамблеи)
2) оно является чисто рекомендательным и не имеет прямого влияния на политику исполнительной власти;
3) оно принято силами, которые сегодня в оппозиции во Франции;
4) Франция сама не может снять санкции, принятые на уровне ЕС. Попробуем дальше разобраться со всеми этими элементами.
2. Что означает эта резолюция? Во-первых, это голосования не представляет большинства депутатов. В чем его можно сравнить с нидерландским референдумом: формально решение принимается, но де-факто оно является позицией меньшинства, а не позицией большинства. Всего в Национальной Ассамблее 577 депутатов. На момент голосования в сессионном зале присутствовал 101 депутат. И только 99 из них голосовали. Иными словами, голосовали только 17,5% от депутатов нижней палаты парламента.
Но правила голосования в Национальной Ассамблеи таковы, что для принятия резолюций нужно только простое большинство от присутствующих. Важно также понимать, что в зале находилось 14,6% депутатов-социалистов - то есть партии, которая сегодня имеет исполнительную власть во Франции и определяет ее внешнюю политику. Все они голосовали против, кроме 2-х депутатов.
Во-вторых, это голосование еще раз подтверждает, что крайне правые и крайне левые политические силы во Франции традиционно поддерживают Россию. Например, резолюцию поддержал Франсуа Асенси с Левого Фронта (он был единственным представителем своей политической силы в зале, хоть заявил, что его позиция «отражает мнение всех депутатов» этой политической силы). Правая партия Национальный фронт также дала два голоса «за» резолюцию - Марион Марешаль-Ле Пен и Жильбер Коллар.
В-третьих, сюрпризом стала активность правой партии республиканцев, которые дали большинство голосов на эту резолюцию. Республиканцы - это правая партия, которую сейчас возглавляет Николя Саркози. В ней присутствует выразительное пророссийское крыло. Однако не стоит считать, что все республиканцы пророссийские. Например, весомым оппонентом Саркози внутри партии является Ален Жупе, который занимает значительно более критическую позицию по отношению к Кремлю. И за сегодняшнюю резолюцию из 196 депутатов-республиканцев Национальной Ассамблеи голосовали только 45. То есть тоже меньшинство.
3. Что дальше?
А) Уровень Франции
Резолюция Национальной Ассамблеи не является законом, который нужно выполнять. Документ, который проголосовали депутаты, имеет рекомендательный характер для действующей власти. Важно понимать, что французское правительство, которое является социалистическим, стоит на других позициях. Например, оно четко придерживается линии ЕС по привязке санкций до полного выполнения Минских договоренностей.
Поэтому сразу после голосования в Национальной Ассамблее появилась реакция МИД Франции: «Санкции ЕС есть и останутся зависимыми от выполнения Минских договоренностей», - говорится в его сообщении. Следующие президентские выборы состоятся только в 2017 году. Поэтому изменение политического курса Франции по санкциям против РФ в этом году маловероятно. А следующий раунд дискуссии о продлении санкций состоится уже в июле 2016 года. Но если в краткосрочной перспективе есть основания для оптимизма, то дальнейшее будущее менее есть определенным. У действующего социалистического президента Франсуа Олланда не так много шансов остаться у власти после 2017-го года.
Б) Уровень ЕС
Важно понимать, что ни одна страна ЕС сама по себе не может снять санкции. Санкции - это решение всего Европейского Союза, а поэтому продолжать их или нет, усиливать или ослаблять - это тоже решение всего ЕС. Сейчас санкции продлены до июля. Поэтому в июне можно ожидать возобновления дискуссий внутри Евросоюза.
Для продления или не продления санкций нужно единогласное решение всех государств ЕС. С одной стороны, - это риск, потому что если в июле не будет единогласного решения о продлении санкций, то решение об их продлении не примут. Но, с другой стороны, условие единодушия имеет и обратную сторону: если санкции накладываются единогласным решением, значит и сниматься они должны единогласным решением.
Это частично объясняет, почему каждый раз перед принятием решений о продлении санкций появляются те или иные правительства ЕС, выражают сомнения относительно продления санкций — и почему эти сомнения каждый раз удается гасить. Причина проста: есть понимание, что не продления санкций означает их снятия, а это — серьезное решение, которое тоже требует единогласия. И поэтому ни одна отдельная страна не может просто своим вето привести к принятию этого решения.
Также стоит помнить, что санкции ЕС четко привязаны к выполнению Минских соглашений. Украина тоже имеет свои обязательства в рамках этих договоренностей. Они касаются не только прекращение огня, отвод тяжелого вооружения и других военных вопросов, но также политических вещей, в частности конституционной реформы и закона о выборах в ОРДЛО.
То, что Киев пока не делает заметных шагов в этом направлении, дает повод прокремлевским силам в ЕС поднимать вопрос о снятии санкций. Мол, Украина тоже не выполняет Минских соглашений, а потому Россия не несет полной ответственности за нарушение Минска, следовательно режим санкций является «асимметричным ответом» на ситуацию на востоке Украины. Позиция Украины заключается в том, что эти «политические» условия Минска невозможно выполнить, пока полностью не выполнено главное: прекращение огня, отвод тяжелого вооружения, освобождение заложников.
Сейчас можно сказать, что европейская дипломатия в большинстве эту позицию поддерживает. И считает именно Россию виновной в несоблюдении режима прекращения огня. Это делает все разговоры о снятии санкций пока эфемерными. Другое дело - если настоящее прекращения огня состоится, тогда с новой остротой встанут политические вопросы Минских соглашений, в частности вопрос конституции и выборов.
Однако сегодня в европейских дипломатических кругах нет сильных сигналов, что санкции будут снимать. И голосование в Национальной ассамблее вряд ли есть таким сигналом.
/Татьтяна Огаркова, Владимир Ермоленко, Hromadske.Мир
- Поделиться: